Москва - Мурманск. На краю Света. Часть 2

Привет, друзья! Это продолжение моего СОЛО-путешествия из Москвы в Мурманск на автомобиле! Все разбито по дням с картинками! Приятного чтения и обращайтесь, если захотите со мной попутешествовать!

18.07.2024 (четверг)

После Териберки заезжаю в Мурманск. Заправляю всё, что можно (а это помимо бака еще 2 канистры по 20 литров). Закупаюсь питьевой водой и газировкой (люблю я её). Когда ты едешь один, тебе не нужно ничего ни с кем согласовывать, никто ничего тебе не скажет. Можно пить газировку 24/7

Вспоминаю строки: я — взрослый, состоявшийся мужчина, и мне нужен этот радиоуправляемый вертолетик!

В итоге я готов двигаться дальше в сторону полуострова Средний и далее Рыбачьего. Кстати, по поводу топлива. На Среднем и Рыбачьем нет жилых поселков и магазинов. Там не купить топливо (впрочем, как и в Дальних Зеленцах). Ближайшая заправка 100% есть в Заполярном. Это не близко, но ближе, чем Мурманск. Вроде как есть в Заозерном, но я точно не знаю. И… как выяснилось, есть в Титовке (69.48142, 31.81257)! Но на картах она не помечена и не факт, что там будет бензин (там 2 колонки: дизель и 95 за дорого). Если бы я знал о её существовании, то посмотрел бы Рыбачий больше. Но я не знал.

Вернемся же к нашему вояжу. Доезжаю до КПП Титовка (69.47944, 31.82454). Тут проверяют разрешение на посещение Рыбачьего и Среднего. Вы должны были его оформить заранее на сайте и заплатить сбор в размере то ли 300, то ли 360 рублей в сутки. Я оплатил 4 дня на всякий случай. Обычно на этом КПП проверка занимает 5-10 минут. Иногда спрашивают о маршруте. И тут я сказал, что хочу посмотреть старую немецкую дорогу и вернусь, возможно, другой дорогой, минуя КПП. И тут началось. Меня мурыжили минут 30. Куда-то звонили, что-то согласовывали, фотографировали мой предполагаемый маршрут с планшета и куда-то отправляли. Спросил: а на Лиинахамари можно? Это добавило еще минут 10. Во-первых, там приграничная территория и нужен пропуск, оформленный в ФСБ. Во-вторых, я не местный, а там сейчас проводят учения и пропуск мне не дадут. Жаль. Там хотел встретиться с соклубником Toyota Sequoia. Ну и семги поесть за вменяемые деньги (это я фантазирую). В итоге они поняли, что я для государства не опасен, и меня пропустили.

В итоге я еду по дороге, по которой мечтал проехать много лет назад, но всегда выбирал что-то другое. Эти ощущения очень приятны. Ты как первооткрыватель, несмотря на встречающиеся машины по дороге (а их было немало). Первая остановка — это водопад Мельничный (69.48438, 31.84753) на реке Титовка. Точнее, их тут три подряд. Они не высокие, но очень многоводны.


Я подъехал к этому водопаду максимально близко по очень крутому спуску с ямами и камнями. При подъеме что-то заскрежетало в передней подвеске. Остановился, полез смотреть. Погнуло и вырвало левую переднюю стойку стабилизатора. Не вынес он таких ходов подвески. Кусок остался и он цепляет нижний рычаг. Кое-как с помощью WD-40 и какой-то матери я его открутил. И без него ездить можно. Дома поменяю.

Следующая точка — это водопад Прощание Славянки (69.50729, 31.88801). Тоже не высокий, но также поток воды большой и бурный.

Останавливаюсь на смотровой (69.52277, 31.95305). Тут река Титовка делает 4 поворота на 180 градусов подряд. Должно быть очень зрелищно, но деревья закрывают весь обзор.

Всё, на сегодня я устал. Ищу место, где бы встать на ночь. Нашел тут (69.52412, 31.96858). Рядом была пара, кажется, из Воронежа, вроде как на Дастере (я понимаю, что скорее всего они это не прочтут, но передаю им приветище). Они не были против, чтобы я встал рядом. Ужин и спать.

19.07.2024 (пятница)

Просыпаюсь, завтракаю и продолжаю путь. Из минусов — густой туман, и тех видов, за которыми я приехал, нет.

По дороге проезжаю памятники героям, защищавшим эти места в годы Великой Отечественной войны.


По Среднему полуострову решаю ехать по западной дороге. Тут (69.64725, 31.81922) построили дорогой глэмпинг. Окружена забором большая территория. Сутки проживания стоят от 60 тыс. руб. на человека. На рейде стоит дорогая яхта. Эх, живут же люди.

После глэмпинга облаков больше нет, и небо чистое. Еду в сторону скал Два Брата. Иногда встречается много мусора. Тут надо быть осторожным. Много ржавой колючей проволоки и досок с гвоздями. Лучше объезжать все подозрительное.

Вот тут (69.79755, 31.72747) по треку нужно повернуть направо, но сухо и машина идет хорошо. Самоуверенность решает. Еду прямо. Так короче и виды круче. Дорога начинает резко портиться.

В какой-то момент я понимаю, что могу встать тут навсегда. Я один. Помощи нет. Людей других нет. Связь ловит норвежских операторов. Самое засадное место я не фотографировал (69.809, 31.73933). Далее я ехать не рискнул и развернулся на трек.

Проезжаю метеостанцию (69.81389, 31.75214).


Где-то тут (69.82465, 31.78773) начинается «весёлый» спуск. Точнее, спуск нормальный с камнями и ямами, а вот у встречки — непростой подъём. Здесь я встречаю первых людей с момента выезда на Средний полуостров (западной дорогой ездит мало людей).

Доехал до скал Два Брата (69.82424, 31.76647).

Тут встречаю группу на американских внедорожниках из Подмосковья (GAGARINOW, привет!).

К берегу рыжих камней (69.81917, 31.74297) иду пешком, чтобы размять ноги. Тут за многие года вода выточила в камне причудливые фигуры. Ну а если пройти чуть дальше, то валуны будут рыжего цвета.

Если не считать Двух Братьев (аншлаг), то места тут дикие и людей нет.

От этих скал дорога в сторону Рыбачьего проходит через глубокий брод (69.78336, 31.95962), который пробили не так давно. Раньше брод был тут (69.78583, 31.9526), и машины в нем топили регулярно по крышу (в интернете роликов на эту тему полно).


Да и вообще воды по этой дороге много.

Выезжаю на Рыбачий и решаю встать лагерем (69.79107, 32.06029). Через какое-то время подтянулись «американцы», которых я встретил на Двух Братьях.

20.07.2024 (суббота)

Просыпаюсь, завтракаю, прощаюсь с новыми знакомыми и еду дальше. Двигаюсь быстро, настолько, насколько позволяет дорога. Как вы, наверное, поняли, на полуострове Рыбачий я еду по западной дороге. Она считается самой «хорошей»: по ней ежедневно проезжает много людей и практически нет бродов.

Доезжаю до перекрестка (69.86241, 31.98111). Здесь есть два направления: прямо и направо. Прямо построен еще один глэмпинг.


Поворачиваю направо. Тут почти хайвей. Лечу под 100 км/ч, пыль столбом.

Доезжаю до бывшего поселения Мыс Скоробеевский (69.89084, 32.15516), здесь поворачиваю налево.

С этого места (69.92206, 31.98571) начинаются болота, много ручьев и бродов. Был один брод, который я не рискнул проходить и объехал. Всё выглядит страшнее, чем есть: дно почти везде каменистое. Можно ездить аккуратно в натяг, даже не включая полный привод (за всю поездку полный привод я включал менее 10 раз).

Дальше, по прямой в сторону мыса Немецкого, все перекрыто – воинская часть. Нужно брать либо правее, либо левее. Я выбрал правее. Доехал до корабля, выброшенного на берег (69.93895, 31.98742). Здесь я встретил уже целые маршрутки с туристами из Мурманска. Я прибыл, а они уже собирались уезжать. Познакомился с водителями, поболтал с ними, пока ждал, когда все туристы покинут корабль.

Сколько же здесь мусора после людей!


Доехал до мыса Немецкого (69.95343, 31.94219) – шок. 

Это самая северная точка европейской части России. Практически край земли. Дальше – океан, а людей как в супермаркете!

Так как это массовый туризм из Мурманска, они идут по расписанию. Подождал, пока они уйдут, и спокойно пошел к «краю». Фактически мыс Немецкий – это остров, но в отлив он превращается в полуостров.

Вот он, край земли. Дальше только океан. Сделал то, о чём давно мечтал (да простят меня читатели) – пописал в Северный Ледовитый океан.

Далее еду к окопам времен Великой Отечественной (69.94628, 31.93105) и к маяку (69.9474, 31.94055). Близко к маяку не подъехать – висит табличка о собственности Министерства Обороны, «на ваш страх и риск» и так далее.

Следующая точка – мыс Кекурский (69.94136, 32.06146). Он даже симпатичнее, чем Немецкий. Все туристы, что были на Немецком, сейчас здесь. У них обед, и это на долго. Тут две скалы, можно подняться на обе, но виды с правой лучше.


Осмотрел и еду направо вдоль берега. Тут приземляется большой вертолет. Из него выходит группа туристов смотреть мыс, а человек шесть выносят большие столы, скатерти и начинают сервировать стол. Нормальная посуда и стеклянные фужеры – круто. Вот так состоятельные люди смотрят красоты севера. Не сфотографировал.

А я продолжаю ехать вдоль берега на восток. И тут меня «торкнуло». Я родился на берегу Тихого океана. Запах гниющих водорослей – это запах детства. Еду. Запах. Солнце. Тепло. И так меня счастье накрыло, что остановился на 30 минут. Вообще никуда не хотел ехать.

Взял себя в руки и поехал к водопадам (69.88011, 32.24929), а далее к скалам (69.88128, 32.31981).


Здесь я решил поставить лагерь. Видимо, не до конца отпустило. Небо чистое, облаков нет, и… буквально через 10 минут налетел густой туман. Откуда он взялся? Стало холодно и сыро.

Вставать на ночь в сыром холодном тумане я не решился и продолжил путь. Куда? На Мыс Скоробеевский (69.85593, 32.41487) не доеду – топлива не хватит, чтобы вернуться в цивилизацию. До Зубовки – тем более. Еду в сторону Мурманска по другой дороге (69.80815, 32.25943). По ней ездят редко: много камней и бродов. Зато шикарные виды и нет маршруток с туристами.


Пока ехал, не встретил ни одной машины. Ну, почти. Уже ближе к заброшенному поселку Большое Озерко (69.73388, 32.17611) встретил Дастер. Одно колесо спущено. Останавливаюсь. Забавный мужик из Москвы ездит по «местам силы» (его слова). Проезжал брод ходом и погнул диск. Запаска есть, но домкрат не работает. Стоит уже долго. Никого нет. Связи нет. Средства от комаров нет (вокруг него рой). Подарил ему запасной баллон средства от комаров. Помог поменять колесо (ушло около 2 часов). Он подарил облепиховую настойку.

Познакомились и встали лагерем на ночь тут (69.73701, 32.14762).

21.07.2024 (воскресенье)

Просыпаемся, завтракаем. Даю своему новому знакомому рекомендации, как проезжать броды, куда на его машине стоит ехать, а куда не стоит. Позже он прислал сообщение в WhatsApp, что у него всё получилось, и до мыса Немецкого он доехал. В принципе, в 2014 году туда доехал бы любой не заниженный монопривод. Сухо в этом году. Главное — знать, куда «не нужно» :) Я даже видел там Инфинити седан. Расстаемся: ему на север, а мне на юг.


Полуостров Средний я решаю проехать по восточной дороге. Она короче и по ней ездит большинство, но она самая убитая. Сухо, но полно ям. Фотографий не сделал — я ехал быстро, обгоняя почти всех встречных. Главное, чтобы в яму попадало либо правое, либо левое колесо — тогда подвеска отрабатывает всё как нужно. Если же в яму попадают оба колеса, на выходе машину подбрасывает, и в следующей яме — ещё сильнее. После чего в салоне всё взлетает.

Доезжаю до останков судна (69.63307, 32.02012). Чуть не проехал — маршрутка с туристами на берегу привлекла внимание.

На Среднем больше нечего смотреть. Самые красивые виды начинаются уже на «большой земле», как раз там, где я ехал в тумане и ничего не видел по дороге на Рыбачий.


Вдали видно как идет дождь

У меня ещё одна мечта — проехать по старой немецкой (Швабской) дороге. Поворот на неё здесь (69.56647, 31.94405). Но увы — шлагбаум. Рядом какая-то механизированная часть. Видимо, что-то строят. Проезд закрыт, я расстраиваюсь. Но ничего, попробую заехать со стороны Печенги.

Доехал до смотровой на Титовке (69.52277, 31.95305). Я здесь уже был. Вид не изменился — деревья всё закрывают.


Будучи в Териберке, занёс в правый глаз какую-то инфекцию. Нижнее веко болит сильно. Глаз болит, а в моей аптечке на этот случай ничего нет. Нужна аптека, еду в Печенгу. По дороге узнаю, что в Титовке есть АЗС (69.48142, 31.81257). Знал бы раньше — посмотрел бы больше. 

Здесь аншлаг: кафе, народу море. Спрашивают, я «ТУДА» или «ОТТУДА», интересуются, как «ТАМ». Забавно. :)

В Печенге не могу найти аптеку. Спрашиваю местных: где? Ответ удивляет: до сентября аптека закрыта. Что делать? Еду в Заполярный. Там все аптеки закрыты до сентября, а те, что не закрыты, не работают в воскресенье. С трудом нашёл единственную работающую на весь город и купил глазные капли.

Заправился на АЗС «Роснефть» (69.43373, 30.79667). Нашёл хостел, где за 1000 рублей меня пустили в душ. Из-за этой возни с глазом совсем забыл, что нахожусь рядом с Кольской сверхглубокой скважиной (69.39584, 30.60917). Вспомнил уже по подъезду к Мурманску. Обидно, блин.

Проблему с глазом решил. С полными канистрами и баком еду на старую немецкую (Швабскую) дорогу в Печенгу. Начало здесь (69.54479, 31.23644) и… облом — проезд запрещён. Военный полигон и прочее. Неудачный вечер. Расстроился и из-за этого снова не вспомнил про скважину. А ведь был рядом!

Погрустневший, еду в Мурманск. На КПП в Титовке пристал местный. Его не пускают в Заполярный, так как он в Мурманске паспорт забыл. Сжалился над ним и довёз до Мурманска. Скучный собеседник, похоже, пробухал мозги напрочь.

В Мурманске, злой и уставший, заселяюсь в отель. Завтра покину этот город и в ближайшее время вряд ли сюда вернусь.

Говорят, здесь есть рестораны, которые стоит посетить: «Тундра», «Царская охота», «Невод». Все управляются одной компанией и входят в топ-5 лучших в России. «Тундра» (68.96683, 33.09741) как раз рядом. Иду. Без записи очередь на входе. Можно поесть за барной стойкой, но это другая очередь. Популярное место. В итоге сажусь за барную стойку.


Палтус вкусный, но ожидал чуда, а был просто вкусный палтус, по размерам меньше, чем в Тэдино раза в 4, и тоже стоил 600 рублей. Очень вкусные лимонад и жареные гребешки. Счёт 5000 рублей. Говорят, недорого. По мне, разок можно, а так — ДОРОГО.

Возвращаюсь в отель спать.

22.07.2024 (понедельник)

Просыпаюсь в Мурманске. Север вроде посмотрел. Пора двигаться на юг. После Среднего и Рыбачего вся машина в пыли. Еду на автомойку. А тут розовая пена! Хотел сделать кадр на память, но не получилось. Пена жидкая и стекает очень быстро.

И тут вспоминаю, что забыл посмотреть ледокол! Ну как же так? Собираюсь и еду смотреть первый в мире атомный ледокол «Ленин» (68.9749, 33.06031), построенный в стране, которая, по словам нашего текущего президента, умела делать только калоши. Хотя, возможно, в его словах крылось зашифрованное послание недругам? Как знать. С ледоколом вышел облом. В интернете написано, что до конца августа он закрыт на реставрацию. Пришлось смотреть только снаружи.


Возле вокзала есть киоск, в котором продают местные консервы. Прикупил баночку камбалы в томатном соусе местного производства. И как позже выяснилось, это была ошибка. Теперь вроде всё готово. Заправляюсь и беру курс на Ревду. Это там, где Ловозерские тундры.

По дороге заезжаю в Оленегорск заправиться. Тут на въезде в город стоит большой БелАЗ (68.11511, 33.30459). Огромная машина. Местные сказали, что раньше можно было подъехать к нему и сделать фото. Сейчас же подъехать нельзя – отбойники. Подойти можно только пешком, и парковаться нужно заранее. Какой же он огромный: я ростом 170 и дохожу ему чуть выше ступицы. Жаль, некому было сфотографировать меня рядом.

Проехал Ревду и еду в сторону гор. Впереди виден ГОК. Сворот с дороги вправо тут (67.90087, 34.60344).

Далее м-е-е-е-е-дленно, почти на холостых еду в горку. Видно, как с подъёмом меняется пейзаж. Если вначале кругом тундра, то наверху каменистая пустыня.


Доехал до этого места (67.865, 34.51367). Это гора Аллуайв, высотой 1050 метров. На самую вершину зайти можно только пешком. Вдали видна Ревда.

Видна «дорога» дальше. Еду туда. Я не зря взял слово дорога в кавычки. Тропа есть. Местами сложная. Дорожный просвет нужен большой. В конце пара ступенек. Как же хорошо мой бегемот идет по камням. Я в восторге. В болотине тонет, но по камням идет просто супер.

По «дороге» проезжаю место, которое везде называется перевал Геологов (67.8595, 34.5352). Не знаю почему. Перевал — это вроде когда подъём, потом переваливаешь высоту и спуск. Это же место — низина между двумя горами.

Отсюда вид на Умбозеро по правую сторону.

Заехал на вершину (67.85569, 34.5488), названия которой я не нашёл нигде (высота 1106 метров). Вид на дорогу назад в сторону Аллуайв.

На самой вершине скалы создают естественное укрытие от ветра — «коробочку». Встаю туда. Ужинаю. Ставлю кресло на саму вершину и пью чай с видами.

Как же тут тихо. Тишина просто звенящая. Можно услышать свой пульс в ушах. Ночую тут.

23.07.2024 (вторник)

На следующий день просыпаюсь. И решаю прокатиться во 2-й цирк Раслака только снизу. Навигатор опять сбойнул, и я поздно обнаружил, что трек не пишется. «На дне» этого цирка находится озеро. И вроде как видна дорога к нему. Еду.

Тут дорога оказалась сложнее, чем при подъёме на гору. Пришлось дважды включать полный привод. Добрался.


Дальше думаю ехать в Кировск, но не по трассе «Кола», а напрямую вдоль Умбозера. Трек же есть. Значит, можно проехать? Это был тот случай, когда я впервые сильно пожалел, что выбрал не то направление. Я чувствовал себя героем фильма «Поворот не туда». В какой-то момент я не был уверен, что выберусь живым. Связи-то нет. И я еду один. Но подробнее в следующей серии.

Опыт и рекомендации

Самое главное в поездках по серверу - запасные колеса, работающий домкрат, наличные деньги, нож, веревка и мозги, а еще и руки растущие из правильного места. Людей местами совсем нет, нужно уметь всё сделать самостоятельно!
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Работаем для вас с 8:00 до 22:00 по Московскому времени
Вопросы по решению
16 официальных магазинов и складов по всей России