18. Бриллиантовый браслет Наполеона. (Владивосток - Москва 2021)

19-июля.

Прошло уже больше недели с момента начала нашего путешествия, и к этому времени наш «распорядок дня» был окончательно «утвержден».

Мы практически все делали в определенной последовательности, по расписанию, почти как в советском пионерском лагере. Особенно, если это был «стандартный ездовой день», когда нужно было просто доехать из точки А в точку Б.

Подъем (как правило в 5, но могли и позже на час-полтора) и за следующий час: приводим себя в порядок, завтракаем «чем бог послал», собираем вещи, наливаем чай в термос, укладываем в термопакет все для перекуса и надеваем «ездовую» одежду – я любую голубую, Саша свою любимую и единственную – ядовито-желто-зеленую футболку.

Перед тем как поехать: Саша протирает стекла-зеркала-фары, а я хожу вокруг и осматриваю машину – шины, потеки под машиной и, вообще, не отвалилось ли что-нибудь ценное.

Первым сажусь за руль я, Саша штурманом.

Трогаемся и выезжаем на дорогу, Саша запускает съемку, делаем «приветственное» видео, включаем «Владивосток 2000».

Едем, пока не начинает хотеться есть, тогда Саша ищет столовку на трассе по Яндексу – лучше это делать заранее, хорошая может быть только через час, а то и полтора, пути.

Останавливаемся и завтракаем-обедаем (вечером поесть может быть уже негде и приготовить самим тоже). После «горяченького» за руль садится Саша, я отдыхаю штурманом.

А еще в пути бывали: заправки и кофе, или только кофе, перекусы, если проголодаемся, смены водитель-штурман, – все это в произвольном порядке, как понадобится или захочется. Потому что у нас не только порядок, но и демократия, в одном, отдельно взятом Филдере. Такое идеальное государство, в нашем неидеальном мире.

Ну а в конце ездового дня, на подъезде к месту стоянки, снимали «заключительное» видео. Потом находили место, заселялись, ели-пили, гуляли (если и кому хочется) и ложились спать. Опять же, - все по нашему демократическому, но порядку.

И вот новое утро: выезжаем из Иркутска в поселок Бородино. Предстоит стандартный ездовой день – 900 км дороги.

Конечная точка отрезка была выбрана по следующим соображениям: во-первых, небольшой районный центр Бородино находится ровно посередине между Иркутском и Новокузнецком, во-вторых, в Красноярске мы не просто бывали, но и «живали» в командировках, когда кому-то что-то там внедряли, и по две недели, и по месяцу – осматривать «знакомый до боли» город нам было не интересно, и, в-третьих, въезжать в большой город вечером, даже в будний день – нет уж, очередной «катаклизм» нам не нужен, да и выезжать утром на трассу будет сложнее, а так – объедем по окружной с утра и все.

«Вот какие мы стратеги, круче Наполеона!», - пошутил я, - «Берем Бородино, а затем обходим столицу стороной и чешем на Питер (ну ладно, к Новокузнецку). И не застрянем, как он в Москве, в 12-м году».

Дорога после Иркутска уже не такая «дикая», как до Байкала. Она идет вдоль Транссиба, через населенные пункты.

Некоторые из них довольно крупные и известные «на слух»: Усолье-Сибирское, Тайшет, Нижнеудинск, Зима, которая, как оказалось, стоит на берегах реки Оки. Помните «Станция Зима» Евтушенко? Это вот она.

Пейзажи почти как в нашей средней полосе, глаз ни за что особо не цепляется. Машин стало больше, приходилось чаще обгонять, но были и спокойные участки, когда мы просто ехали – не быстро и не медленно, и что-нибудь обсуждали.

Я вам, конечно же, не все рассказал о нашем распорядке дня – были еще музыка, аудио-книжки и разговоры в машине. Чаще всего, комментировали то, что видим по дороге: смешные названия, красивые виды, и много чего еще – «кто весел, тот смеется, – кто ищет, тот всегда найдет». Мы были веселы, искали и часто находили то, о чем можно было бы пошутить. Но иногда в разговорах возникали серьезные, я бы сказал, социально-экономические темы.

Вот и сейчас, Саша почему-то задумался, а потом выдал: «Илья, если бы тебе дали неограниченное количество денег. Сколько угодно. Но с условием, что ты их должен потратить только на что-нибудь для того, чтобы в России стало лучше. Но не на раздачу денег народу, а на какой-нибудь проект, который принес пользу. Вот что бы ты сделал?» Я попытался отшутиться, но Саша был настроен серьезно. Я задумался, вопрос был интересный и неожиданный для меня – готового ответа не было.

А надо вам сказать, что когда мы в Усть-Баргузине разрабатывали план дальнейшего путешествия, то я думал о том, чтобы заехать в Хакассию и, может, даже в Тыву.
После окончания университета, с 84-го по 86-й год, я ездил каждое лето в строительные «шабашки» в разные городки около Абакана: Копьево, Саяногорск, Танзыбей.

Природа, которую я видел там, оставила очень сильное впечатление. И до сих пор, хотя прошло уже 35 лет, я помню заснеженные хребты Саянских гор на горизонте, вековые лиственницы и кедры в тайге, горные речки, озера и степи Хакассии. Там очень красиво. А еще южнее Тыва – буддизм, дацаны, степи и горы. В ней я не был, но много слышал – тоже хотелось бы побывать.

Было несколько причин, почему от этого варианта пришлось отказаться. Но, пожалуй, самое главное – полный идиотизм маршрута. От Красноярска до Кызыла всего 1000 км, но, чтобы потом доехать из Тывы до Алтая, нужно, почти по той же самой дороге, вернуться назад к Ачинску, а потом проехать еще, как минимум, 1000 км, - итого 2000 км.

А ведь от Кызыла до Кош-Агача на Чуйском тракте по прямой всего 400 км, и столько же от Абакана до Горно-Алтайска – рукой подать по российским меркам.

И я сказал: «Саша, я понял! Надо на эти деньги построить прямую, современную трассу из Хакассии на Алтай, или из Тывы на Алтай. Посмотреть, где проще и удобнее, провести изыскания и построить. И другие дороги привести тут в порядок, сделать как в Европе, США. И тогда получится «Золотое кольцо Сибири». Рядом полно крупных городов: Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Кемерово, Новокузнецк.

По такому кольцу, условно: Красноярск-Тыва-Алтай-Новосибирск, захотят проехать миллионы людей. И не только из России. Нигде в мире, я тебя уверяю, нет природы такой красоты – я много, где был. Китайцы, японцы, европейцы и американцы привезут и оставят тут кучу денег. Все, кто живут рядом с кольцом озолотятся, и оно будет стимулом для развития всей Сибири».

Саше идея понравилась, и мы еще некоторое время развивали ее: обсуждали коммерческие перспективы и варианты реализации, и то, что это даст много рабочих мест.

А потом Саша замолчал, задумался. «Да, наполеоновский план, но наши на это деньги не потратят. Они лучше очередной мост построят никому не нужный, или ракету ядерную, самую мощную в мире. И зачем нам тут иностранцы - они же все гады теперь», - как-то грустно сказал Саша. «Золотое кольцо Наполеону?», - сочинил туповатый Штирлиц.

Шутки-шутками, но сейчас, когда я пишу все это, мне кажется, что неплохой был бы проект. И название я более правильное придумал. Не золотое оно, и не кольцо – это должен быть «Бриллиантовый браслет Сибири» - тут столько сверкающих на солнце озер, водопадов и горных рек.

Может когда и построят, но не при моей жизни – это точно.

Вечером опять ели омуля в Бородино, – но сырокопченого и с пивом.

Пиво и омуль

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Работаем для вас с 8:00 до 22:00 по Московскому времени
Вопросы по решению
16 официальных магазинов и складов по всей России