22-е июля. 4 часа дня.
Южный берег Телецкого озера. Мы садимся в катер, который повезет нас обратно в Артыбаш.
Те три или четыре часа, которые мы провели на пляже, были не очень насыщены событиями. Саша загорал и купался, потом опять купался и снова загорал. Я, посидев в кафе, прошелся по прибрежному лесу – вдруг грибы, грибов не было. Потом присел на корягу рядом со стойбищем. Оно состояло из нескольких, установленных прямо на песке, палаток, пары-тройки импровизированных скамеек из прибитого к берегу плавника и кострища с таганком, на котором стоял закопченный котел, в котле что-то булькало.
В палатках и вокруг них копошились и сидели алтайцы, приехавшие сюда отдохнуть. Судя по количеству мусора вокруг лагеря, жили они тут уже не первый день. Все (кроме детей и, наверно, части женщин) были пьяны – плохо держались на ногах и разговаривали очень невнятно, - языки заплетались. Настроение у них было отличное, они смеялись и выкрикивали какие-то фразы на алтайском, которые их веселили.
Сначала подумал о том, что алтайцам, как и якутам, пить не стоит, – наверно, у них генетическая особенность в части расщепления алкоголя. Но, с другой стороны, причем тут «ген Чингисхана», - сколько таких «стойбищ» я видел за свою жизнь в разных частях России – не сосчитать.
«Листья есть, Нектара хоть залейся, Дерево никого не колышет. Забудь ты свои аллегории, Лебедев. И жизнь не «богаче» - она вот такая», - подумал я и выкинул Червячков из головы. Потом время от времени вспоминал, но мельком.
Катер, подпрыгивая на волнах, вез нас обратно. По пути заехали к самому приметному водопаду на озере - «40 грехов». По словам гида, с того, кто в нем искупается снимается 40 грехов. Я подумал, что не настолько грешен, чтобы лезть в ледяную воду и остался на катере, а Саша полез в водопад первым, и макался два раза. Наверно, я многого о нем не знаю, а, может, сказалась привычка наедаться впрок.
План по отдыху выполнен – экскурсанты были расслаблены и благодушны. Часов в 6 вечера мы вернулись в «Исток».
Очень хотелось есть – плов уже давно растворился, а готовить долго – не доживем. Но наш кемпинг не чета «Байкальскому уюту» - помимо домиков, как у нас с Сашей, и палаток, в которых жили туристы поэкономнее, в нем были и капитальные двухэтажные дома, а в одном из них столовая. Зашли туда и узнали – есть только пельмени, но зато это быстро и они свои, самодельные.
И тут я подумал – мы же на середине пути! По километрам даже больше – к этому времени мы проехали уже более шести с половиной тысяч. А вот по времени сегодня заканчивался одиннадцатый, а у нас было отведено 21, ну максимум 22 дня. Точно – середина.
Сказал об этом Саше, он сначала обрадовался – ух ты, сколько уже проехали! А потом немного расстроился – дескать, чего ж так быстро то. Время, на самом деле, пролетело незаметно – вроде, из Улан-Удэ недавно выезжали, да и как стартовали из Артема тоже еще помнили.
Такое событие необходимо было отметить, опять же пельмени – самое то. Я пошел в машину и принес вторую бутылку «Слезы подрядчика». Спасибо Саше Волкову.
Съели по две порции – действительно, ручной работы, ничем не хуже поз-буз, да еще с бульоном, сметаной, зеленью и компотом. Выпили рюмки по три, оставили на вечер половину, - на посиделки у костра.
Вечером пошли на берег в беседку, а там уже кто-то есть. Наши первые знакомые из «Истока» уехали еще утром, вместо них поселилась молодая пара – ему под 40, ей, наверно, чуть за 30. Они что-то готовили – резали овощи, раскладывали шампиньоны на решетке.
Но нам то с Сашей готовить ничего не нужно – пельмени недавно съели. Закуску прихватили с собой – сыр, колбаска, хлебушек – нам хватит. Сели за столик, предложили парню выпить рюмку с нами – все как положено. Он вежливо отказался, сказал, что крепкого не употребляет, и у них есть замечательные местные слабоалкогольные напитки, купленные на трассе. Предложил нам попробовать. Мы, в свою очередь, тоже отказались, дескать, мешать неохота. В общем – познакомились. Парня звали Дима, а его жену Лера.
Я общался с соседями, задавал вопросы – откуда они, что собираются тут делать и т.п. – светская беседа. Деятельный Саша разжигал костёр и время от времени подходил выпить рюмочку. Соседи ели грибы с салатом и запивали своим напитком. Я попробовал из интереса, – что-то такое типа медовухи с пивом и вареньем на вкус, градусов 5-6 по ощущениям, - весьма так себе.
Мы с Сашей выпивали по чуть-чуть, самогон хороший и всего полбутылки – зачем торопиться, а ребята глотали свой мутноватый «компот» стаканчиками. И сначала разговор не клеился, а потом они расслабились и рассказали дивную историю. Говорила в основном Лера.
Оказывается, они сюда не отдыхать приехали, но это большая тайна, а нам, как хорошим людям, она ее откроет – будут они тут на Алтае постигать великую истину, скрытую в буквицах. «Вы знаете, что такое буквицы?», задала риторический вопрос Лера, явно не ожидая ответа. Но не на того напала.
Я тогда не понял, что отвечать не нужно, и стал рассказывать, что знал. Про фиту, ять, ижицу, малый и большой юс и, вообще, о старославянском алфавите, про глаголицу и кириллицу. «Откуда вы все это знаете!», - воскликнула она с искренним изумлением. Я опять не так понял ее изумление и стал объяснять, что мой дедушка учился в гимназии, еще до революции, а дома была подшивка журнала «Нива» за 1916 год. Я ее читал еще классе в третьем, и расспрашивал дедушку о незнакомых буквах, а он мне объяснял, как их читать и еще много всякого интересного про старинные буквы рассказывал.
«А, ну тогда понятно, вам дедушка рассказал. А то ведь это от всего народа скрывают.» - успокоилась она. Теперь уже я изумился: «Что скрывают? Буквы?». «Да все скрывают.», - сказала Лера: «Нам про это Старец поведал». И выдала тайну великую.
Не буду утомлять вас подробным пересказом ее сбивчивой речи – суть была следующей. По словам их «гуру», был когда-то великий алфавит из буквиц, который достался славянам то ли от инопланетян, то ли от древних языческих богов. И буквиц было 49, а не как сейчас 33 буквы – остальные скрыли и скрывают до сих пор враги русского народа. И вот если эти 49 буквиц в квадрат 7 на 7 записать, потом выучить названия этих буквиц – «аз», «буки», «веди» и т.п., а еще узнать у старца, как эти слова на современный лад толковать, то потом можно читать квадрат в произвольном направлении, составлять предложения и каждый раз получать истину. А кто все это выучит и прочитает все такие предложения, тот познает мир, станет мудрым и будет ему счастье великое. Уф – еле дописал.
Я слушал ее искреннюю чушь – понятно было, что она во все это верит. Дима сидел молча и тоже верил, и он пытался ее остановить, дергая тихонько за рукав, чтобы она не выдавала тайну неизвестным людям!
Но я еще не понял до конца, насколько все запущенно. Попытался просветить, сказал что-то про реформу Петра Первого (вроде не враг русского народа), что это он одним из первых упростил алфавит, удалив те знаки, которые не использовались уже очень давно. И про фиту с ижицей, которые не от инопланетян, а заимствованы из греческого алфавита.
«Кто вам рассказал такую чушь!», - возмутилась Лера. Я сказал, что никто, из книжек почерпнул знания и в интернете читал. «А-а-а», протянула она. И мне стало понятно, что я читал не те книжки и не те статейки в сети.
Они замкнулись, было ясно – я перешел черту, покусился на святое, и вообще – зачем они такое рассказали этому, который вот такой и не верит. Дима еще сказал Лере что-то о том, что вот она его не слушала и теперь все узнают.
Контакт был потерян – разговор расклеился. Молодые люди, сидя за столом в беседке, глотали «компот», наверно, уже третью «полторашку». Лера ласково называла мужа «любимка». Примерно так: «Дима, любимка моя, грибочек хочешь?». Как железом по стеклу.
Мы с Сашей допили самогон и сели у костра. «Какая замечательная штука эти Волшебные Буквицы.», - думал я: «Вот из чего варится Эликсир». (*)
А, действительно, рассказываешь народу великую истину, как достичь счастья, объясняешь, что все очень просто, делай раз-два-три, только нужно постараться, напрячься и малость потерпеть. Все любят простые решения сложных задач (я не исключение), – последователей, приверженцев идеи, будет масса.
Про то, что задача некорректно поставлена, и никогда не будет решена, никто не думает, да и возразить что-то сложно, - это же из области веры, а не науки. А в процессе решения всегда можно свалить неудачи на неучей – недоучили, недопоняли, а то и сознательно вредят, или сказать, что еще не все сделано, еще пары фраз не хватает.
Вы представляете сколько предложений можно составить всего из 49-ти слов, взятых подряд в любом направлении матрицы 7 на 7? А сколько трактовок любого из этих предложений можно придумать? А если матрица 1000 на 1000? А если это реальная жизнь, а не матрица из буквиц?
Даже не знаю, чем закончить – разве что лозунгом: «Волшебные буквицы – наше все», и цитатой из Ленина: «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно».
-------------------------------------------------------------------------
(*) Эликсир (вечной червячковой жизни) - см. определение в предыдущей части "Алтайская аналитика"
-------------------------------------------------------------------------
P.S. Перечитал написанное и вспомнил строчки из "Памяти Герцена" Наума Коржавина - "И с песней шли к Голгофам под знамёнами отцы за ним, – как в сладкое житьё...". Это все тоже о "Волшебных буквицах".
P.P.S. Решил посмотреть в сети про "буквицы". Скажу сразу - такого не ожидал. Наберите слово "буквицы" в поисковой строке Яндекса - вам понравится. Лично мне запало в сердце название видео "Древнеславянская буквица. Практическое применение. Лекция 1 из 16". Одна лекция длится 2 часа. Посмотреть не решаюсь - вдруг просветлюсь.