Привет! Я Павел Каманин - профессиональный путешественник, продолжаю с вами виртуальный трекинг по НЕПАЛУ. Перебираемся из влажных тропиков в высокогорный лес.
Высшей точкой трека Джири - Лукла является перевал Ламурджа-Ла (3530м. н.у.м.) Это где-то по середине пути, как раз после второго общего сброса)) Перевал простой, нужно только идти)
Перед ним, от села Кинза начинается прямой, две тысячи метровый подъем на заветный хребет поросший сосной, пихтой, а совсем на высоте, ещё и исполинскими кедрами. А вот в качестве предвершинного криволесья вовсю выступает рододендрон. Думаю, в мае, в период его цветения, тут невероятно красиво)
Лестница, бесконенечная лестница в небо. Вот, только внизу стояли широкие лопухи банановых листьев, а с травы на тебя зарились пиявки, как вдруг, уже все во мху и под ногами хвоя))
Верха этих гор мне очень напомнили горную Ликию, наверное из-за присутствия кедра)
До перевала тут ровно два перехода. Остановились в деревушке Сете, в совсем новом лодже. Место, наверное одно из самых лучших на этом треке. Тихо и уединенно. Хозяин, улыбчивый старый шерпа, держащий гостевой дом с незапамятных времен.
А уже в следующем селе, Джанбеси начал появляться массовый турист)))
Как я впервые увидел Эверест)
Так я это и запомню навсегда - безудержная болтовня и суета итальянцев, чай, сыр и местный клозет с большим окном со сто процентным видом на Гору))
Это была смотровая площадка у небольшого кафе в хуторе Футенг на треке от Джанбеси к перевалу Таксинду. Высота 3 т.м. Но чай и сыр был действительно, неплох)
Тогда я ещё толком не знал, как собственно, в этой череде снежных пиков, определить сам Эверест. Что его вершина с разных сторон закрывается выдвинутыми вперёд громадными плечами. Вроде и видишь самую высокою и кажется, что Эверест именно она, ан нет, это южное плечо и вершина Нупцзе))
А Эверест, он чуть правее, в короне Нупцзе - маленький, белый наклонной конус)
Но тогда со смотровой Футенг, это ещё было мне неизвестно.
И только пройдя Нац парк Сагарматха и сделав полумесяц от стены Чо-Ойю до Шарцзе, можно научиться безошибочно определять его профиль в частоколе рядом торчащих вершин.
Шерпы или теневая сторона популярного треккинга в Непале.
Для сравнения, два рюказака трекеров 55, 65 литров и стандартные корзины шерпов. Сначала я этому удивлялся и даже восхищался: - вот ведь люди могут. Но потом пришло понимание и печаль от вида людей таскающих на своей шее и плечах холодильники, металлические профили трубы и тд. (
А есть ли у них выбор?
В свое время, читая Райнхольда Месснера, его "Гималайский письма " я помнил поднятую им не лицеприятную тему современного коммерческого альпинизма звучайщую скорее, как констатация факта и приговор этому бедному народу.
Что безудержная карусель коммерческих восхождений на все что можно хоть как-то взойти вовлекло шерп в круговорот этого опасного бизнеса, требуя от них не образования и развития (а это как раз может способствовать выходу из этого "круга сансары" и появлению новых перспектив), а только физических способностей к переноске грузов, сопровождения клиентов и минимальных технических навыков для прокладки и возобновления альпинистких маршрутов. Т.е. в этой парадигме при стопроцентной удаче, здоровье и хорошим комуникативным навыкам, в жесточайшей конкурентной борьбе, шерпа может достичь уровня супер гида-проводника на основные восьмитысячники страны. Круто. Но это будут единицы, как в балете. Основная же масса будет заниматься технической стороной и обеспечением всем необходимым, как на восхождении, так и в альп лагерях. Ещё большее число, не дойдёт и до этих лагерей, а будет обеспечивать лоджи колодильниками, кофемашинами, едой, пивом и всем всем всем....
И этот коммерческий альпинизм словно пылесос высасывает силы и здоровье целого народа, по-сути неимеющего альтернативы. Большие и лёгкие деньги вкупе с отлаженным механизмом предложения не оставляют шерпам шанса....
И то о чем кричит Месснер про альпинизм, ещё больше относится к индустрии треккинга. Только размеры этой проблемы глобальнее. Колличество пермитов на Эврест, в год, выдаётся чуть более 400, а трекеров приходит в Нац парк более 35000...
И всю эту араву нужно размещать, кормить и водить по маршрутам. А современный треккер хочет и требует комфорт. И он в большинстве своем даже не желает таскать свои вещи в гору предпочитая оплачивать данную услугу 20-тью долларами в день...