Привет! Я Павел Каманин - профессиональный путешественник. Путешествия - это моя работа. Сейчас я сделаю серию постов про опыт трекинга в Непале.
Поездка в Джири. Начало
Я пропускаю свои приключения в Катманду на продолжавшемся неделю праздновании непальского Нового Года или по-другому "Тихар", когда весь город стоял на ушах, плясал, дудел, орал, зажигал огни, взрывал петарды, тряс флагами и мандалами, бухал, попрошайничал или просто ничего не делал, ибо праздник) Хотя, с другой стороны, а когда Катманду не стоит на ушах)? Вопрос...
Праздник задержал наш отъезд из города на один день и это было хорошо, так как в этой новогодней толчее и гаме сложно было с первого раза провести нормальные сборы, дозакупки, оформление разрешений и тд. и тп. Требовалось дополнительное время и оно было представлено)
Затыков было много. Особенно запомнился поиск нужной автобусной станции с отправлением в Джири. Такой квест пройти ещё умудриться надо)
Все отчёты туристов о местонахождении заветной станции за пару лет безбожно устарели и нам пришлось проводить целое расследование и пошагово продвигаться по городу нащупывая нужное место)) А всего лишь произошёл перенос автостанции из центра на окраину и застройка прежнего места многоэтажкой....
Далее ранний выезд в 5 утра, как штык, должно стоять у автобуса и предъявлять заветный билетик купленный накануне. Цена вопроса - 1500 рупий (чуть больше 1000 рублей) на двоих, против 500$ за перелет в Луклу) Но добавляется целая ходовая неделя по джунглям - мечта))
Но это все мелочи) Гораздо интереснее, 8-часовая поездка на местном междугороднем автобусе по стране. Наблюдение за работой кондуктора, остановки каждые 10 минут, толчея в проходе, старики, дети и женщины в национальных одеждах, тюки, мешки в перемешку с курами и ещё бог знает с чем))) И в каждой деревне, на остановке, этот состав полностью меняется. И все начинается заново)
Поездка в автобусе, это даже не шок или испытание, как зачастую описывается в разных отчётах, это полное погружение в жизнь страны и забавная настройка перед походам по тем-же деревням в горах, только уже пешком)))
Слава богу, в конце пути, начался ливень и он несколько притушил охоту части пассажиров ехать, хотя настойчивый кондуктор, свесившись из открытой двери машины, призывно горлопанил и убеждал людей в деревнях, обязательно ехать с нами)
К обеду автобус прибыл в Джири. Я честно сказать, и не ожидал такой прыти. Оставалось время выйти на трек и пройтись пару часов до наступления сумерек.
Ехавшие вместе с нами ещё четверо туристов (американцы и корейцы), под накрапывающим ещё дождём, были другого мнения и быстро ушли в сторону ближайшего лоджа.
Мы-же, пообедав в местной харчевне дешёвой тукпой (острый вариант супа) засобирались "в горы")
Прошли немного, около 5 километров, набрав махом, по ступеням, метров 400. Не то чтобы шли, больше дышали влажным воздухом после дождя, смотрели и слушали "тишину" джунглей, а главное, научались правильно говорить "намасте-е" всякому встречному поперечному))
Все как у нас - зелёные горы.
На ночь остановились в какой-то хибаре с великолепным видом на долину. Хитрый старик по имени Пасан-Шерпа, поместил нас в своём доме, обильно накормил завтраком и ужином, напоследок содрав с нас 3500 рупий!))
Наверное, сейчас его мучает икота)
Условия
Это очень бедная деревенская лачуга, где еду готовят даже не на печи, а на костре, в соседнем сарае. Убранство комнат и быт до боли напоминают наш Дагестан, уровень - чуть выше пастушьего коша. Помнится, где-то в районе Мегеба, я ночевал в таком-же доме пастуха, пил кумыкский чай, ел бесконечные чуду и лепешки.... Но там я был гостем, а здесь, в Непале, дойной буренкой))
Хотя, пожить в настоящем доме, в крестьянской семье тоже дорогого стоит, все таки не тривиальный лодж)
Хитрый старик хоть и был лет 70-ти, но имел на балансе 4-летнего сына, который таскал для нас с огорода разные экзотические толи овощи, толи фрукты. И это было хорошо и познавательно)
Особенно удивило, что они вполне себе едят плоды нашего "дикого огурца"))
От Джири до Луклы
Весь путь от Джири до Луклы, это бесконечная лестница поднимающаяся от полуторатычячных высот до трех тысяч. Но этот подъем происходит не постепенно, как очень хотелось-бы, а четырьмя ступенями, причём каждый раз из четырёх, вам придётся возвращаться на начальную высоту) Интересно и утомительно одновременно. Четыре раза приходится спускаться в долины горных рек пока не пойдёшь до последней - Солу-Кхола, от которой начинается финальная дорога и черный "технический" вход в регион Солу-Кхумбу.
Но где четыре реки там и четыре перевала)))
Именно из этой весёлой пилы и складывается маршрут, после которого трек по Нац парку Сагарматха становится приятной затеей, где напрягает уже только высота). Но прежде чем добраться до вечных снегов и безжизненных скал вам придётся с головой окунуться в прелести джунглей и настоящей сельской жизни горцев.
Это дорогого стоит, увидеть настоящую правду, а не показные бутафорские сараи для туристов Сагарматхи.
Горы полны маленьких сел, крошечных хуторов и просо отдельно стоящих лачуг. Тут-же, в этой "сельской пасторали", во дворах играет детвора, а взрослые или собирают урожай риса или просто сидят в своих домиках и с любопытством смотрят через открытые двери на чужаков с рюкзаками, неизменно вторя привычное - намасте-е)
Бедность царит всюду. Только владельцы лоджей чуть выбиваются из этого общего ряда. Но если смотреть на их полное число, после изоляции, выжило менее половины от возможного. Многие гостевые дома закрыты и заколочены... Их надежды не оправдываются, так как туристов очень мало. Четыре туриста на один промежуток дневного трека (мы и двое немцев), это очень мало.... При таком количестве, выживет только один лодж на деревню(
Дома местных, снаружи чисты и выкрашены в яркие контрастные тона, будто это вовсе не Юг, а крайний Север, где недостаток света и цвета окружающей природы компенсируется яркостью фасадов. Здесь-же яркие фасады прячут не суровость природы и жизни в ней, а бедность бытия и жалкие внутренние покои домов грязные и закопченые, что диву даёшься, как они так могут жить. Но живут и радуются жизни)
Да это, обычно, становится и неважно, когда тебе в лицо искренне улыбается добрый и бескорыстный человек. Только, этот сказ не про непальцев....
После первого щадящего подъёма и спуска в деревню Шивалайя, начинается стремительная лестница вверх, выложенная базальтрвыми ступенями прямо по террасам и дворам жителей. Здесь горные леса перемешаны с огородами, а деревеньки не уходят в даль, как у нас на равнине, а проростают вверх в след за бамбуком и рисовыми наделами.
Все утопает в зелени и цветах и это осенью... Что-же здесь тварится весной, когда цветут рододендроны?) Погода стоит отличная. Утром солнце и тепло. Днем приходит облачность и возможен дождик. И так, без конца.
Первая неприятность. В меня впилась сухопутная пиявка) С такими тварями я уже имел дело во множестве, в джунглях Шри-Ланки, под именем "Личи", потому срезал её ножом и ещё долго останавливал кровь...
Жаль у нас в аптеке не было хлоргекседина, а то можно было устроить ей экзекуцию))
Про физпоготовку и все такое)
Если вы думаете, что одной только красотой видов, яркими пейзажами и прочей непривычной экзотикой можно компенсировать все трудности подъемов и спусков, то это большая ошибка) Нужна работа над собой, тренеровки и бег как минимум за пару месяцев до похода, а лучше за год или чтобы эти тренеровки были у вас всегда))
Есть ли у вас время на все это?)
Если провести мониторинг стандартных и самых посещаемых треков в Непале, то сразу бросается в глаза "путь наименьшего сопротивления" по которому едет большинство трекеров. Групповая короткая программа - максимально "лёгкий" маршрут - наличие портеров. Ещё-бы, на шестой день оказаться у подножия самого Эвереста, это-же быстро и круто, а все сложности можно и потерпеть), тем более, что кроме пуховики, 1.5 литра воды и может быть фотоаппарата, ничего нести не нужно. Это сделают за вас улыбчивые, коренастые аборигены за какие-то смешные 20$ в день)))
Что такое трата 250 баксов в сравнении с возможностью реализовать небольшую мечту? Только никто за вас дышать там не будет и сердечко подбадривать тоже, не говоря уже о мозге... Разве что уколом дексаметазон, но тут есть нюансы) А по факту, регулярные санитарные рейсы вертолётов в Гокиа, Лобужде, Горак-Чеп это повседневная рутина на которую мало кто обращает внимание. Главное, чтобы ваша страховка покрывала этот рейс. А так 2500$ на кармане, решит и эту проблему.
И вообще, я заметил вот такую тенденцию, рассчитывать сложность трека в тех местах, не затратами физических усилий, а потраченными деньгами( И это оправдано. Ведь чтобы подойти к Эвересту вы должны иметь достаточно средств для этого. И альтернативы практически нет.... Автонома я там не видел(
Но дышать и гонять кровь по венам вам придётся все-же самостоятельно, пока) (хотя в Чухкунге, а одном хорошем лодже, я видел услугу кислородного отдыха) Но это все лирика относящаяся к стандартному треку на ЕВС + Гокиа.
В других случаях требуется физпоготовка, хоть какой-то опыт горных походов и знакомство с воздействием высоты на организм конкретного человека.
Но главное выносливость. А это бег и желательно по пересеченной местности. В нашем случае, я десятилетия практикую 10-ти километровый марш-бросок по парковым зонам Москвы. От месяца к месяцу с перерывами на летний сезон))
Для адекватной подготовки к такому походу, желательно бегать раз в 3-4 дня тренируя мышцы, суставы и сердечно-сосудистую систему к длительным нагрузкам и перегрузкам на высоте.
Особняком стоит высота. Но тут знание поведения своего организма (личный опыт до высоты 6800) + профилактика фармой.
Только в этом случае ежедневный набор и сброс высоты по тысяче метров в течении трех недель будет в радость, невзирая не на какие экзотические виды и великолепные горные пейзажи Гималай)