Привет, друзья! Я Игорь и хочу поделиться с вами своим путешествием на мотоцикле по Турции, причем по Турции редкой, не туристической. Собрался я туда даже для себя неожиданно. Как ехал, что видел - читайте ниже! Писать буду так, чтобы было понятно, что посмотреть, если захотите повторить!
-
День 8: Диярбакыр - Немрут - мост Джендере- Малатья
-
День 9: Малатья - Каппадокия
-
День 10: Каппадокия - Конья - Байшехир - Ыспарта
- Итоги
День 8: Диярбакыр - Немрут - Малатья
Маршрут - 300 км, из них вторая половина - горные серпантины. По темноте, после дождя. Этот путь казался просто бесконечным.
Достопримечательности:
-
Гора Немрут
-
Мост Джендере римского периода
Не спеша позавтракали. Чувствуется, что Ясин устал, собирался очень медленно (в начале путешествия в основном он меня подгонял, теперь я его ))
Удивительно, но в отеле 4* кофе на завтрак можно добыть только растворимый. Турция, ёклмн) Из окна видна новодельная, но интересная мечеть. Такие мне раньше не встречались.
Дорога до Немрута была довольно симпатичной, но ничем особенным не выделилась, кроме нескольких видов.
Гора Немрут
Гора Немрут внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря своей уникальной культурной значимости. Это одно из самых загадочных и впечатляющих мест в Турции, известное своим гигантским курганом и статуями на вершине.
Курган (рукотворный (!)) высотой метров 50 и диаметром метров 150 из мелкого щебня и камней расположен на вершине горы, и датируется 62 годом до н.э. Предположительно, он является мавзолеем Антиоха I Теоса, царя Коммагены — небольшого царства, которое существовало между могущественными Римской империей и Парфянским царством. Точное местоположение и содержимое гробницы до сих пор остаются неизвестными, так как центральная часть кургана не была полностью исследована.
На вершине Немрута расположены группы колоссальных статуй, представляющих Антиоха I и различных богов - Зевс, Аполлон и Геракл, и других, что отражает смешение греческих и персидскихрелигиозных традиций, характерных для Коммагены.
Эти статуи, возможно, предназначались для символического олицетворения союза царя с богами, подчёркивающего его божественное происхождение и право на власть.
Статуи высечены из камня и установлены на высоких постаментах, окружающих курган. Особенно впечатляющим является вид этих статуй на фоне восхода или заката солнца.
Помимо статуй, на вершине Немрута находятся также две большие платформы — восточная и западная террасы, которые служили религиозными и церемониальными площадками. Эти платформы украшены рельефами и инскрипциями, которые рассказывают о богах и царях Коммагены, а также о философии и религиозных верованиях, которые пропагандировались в этом царстве.
Масштабы впечатляют, конечно. Огромный искусственный холм на вершине горы высотой 2000+ метров, и огромные статуи, занесенные на вершину этой горы.
Подъем был утомительным, еще и с ветрюгой, и чуть позже, дождем. Но конечно, того стоил)
Живописная дорога к ближайшей деревушке, где расположен римский мост.
Мост Джендере
Мост Джендере (Cendere Köprüsü), он же мост Септимия Севера, является одним из старейших сохранившихся мостов, дошедших до наших дней.
Мост был построен в 198 году нашей эры по приказу римского императора Септимия Севера. Его строительство было приурочено к укреплению римского присутствия в регионе и облегчению перемещения войск и товаров через реку Чабан.
Мост представляет собой великолепный образец римской инженерии и архитектуры, выполнен из огромных каменных блоков, которые до сих пор сохраняют свою первозданную форму.
Его длина - 120 метров, ширина - 7. Он опирается на две большие арочные опоры, благодаря чему успешно выдерживает натиск вод даже в современных условиях.
На мосту сохранились надписи, которые сообщают о его создателях и о том, что строительство финансировалось местной аристократией.
Во времена Римской империи мост играл ключевую роль в обеспечении коммуникации и логистики в этой части империи. Он не только способствовал военным и торговым перемещениям, но и символизировал мощь и влияние Рима в регионе.
На сегодняшний день мост Джендере остается в активном использовании, что делает его одним из старейших мостов в мире, все еще выполняющих свои первоначальные функции.
Этот мост не только важный исторический памятник, но и замечательный пример долговечности и устойчивости античной инженерной мысли.
У моста Ясин решил поиграть в эндуро на своем слоне на лысой дорожной резине. Конечно, уронил) К нему подбежали местные, помогли поднять. Я тоже спустился на помощь.
Посидели у моста, нас угостили чаем и сладостями. Они исповедуют какую-то ветвь ислама (кажется), довольно настойчивую, и пытались меня этим увлечь, даже нашли перевод своих текстов на русский и настояли, чтобы я кусок прочитал =))
Перед подъемом я постарался дать Ясину пояснения, как делать, и как не делать, но без толку. Он меня не понял, и въехал в горку с трудом и риском снова его уронить.
Про дорогу от Немрута до Малатьи
В целом в этот день нам весьма повезло с дождем - по дороге мы его не встретили, хотя погода была хмурой весь день, и прямо грозила ливнем. Только на горе Немрут приняли холодный душ, но пешком.
Дорога от Немрута до Малатьи (километров 100) проходила уже совсем по темноте по узкому влажному серпантину. Ехал медленно - постоянно встречались знаки про камнепад, дорожные работы и неровности, плюс было видно, что рядом с обочинами периодически лежит мелкая каменная крошка. Плюс ночь, мало трафика, и возможны животные. В общем, ехать быстрее опасно.
Ехали мы в основном порознь, и в какой-то момент Ясин заставил понервничать. Я уехал достаточно далеко вперед, и остановился его подождать. Связи нет, и ждал довольно долго. Бензина у меня оставалось достаточно, но у него он быстрее заканчивается. Я уже начал представлять себе картину поисков его в ночи, затем часовой поездки до ближайшего города за бензом, и еще такой же обратно, но обошлось.
Оказалось, что он просто решил отдохнуть и полюбоваться луной =)))))
Остановился я напротив красивой снежной горы, слегка подсвеченной лунным светом. Жаль, снять что-то в таких условиях сложновато)
В общем, безлюдные местечковые горные дороги ночью мне категорически не нравятся, я понял это еще в прошлом одиночном путешествии.
Наконец, появилась заветная табличка - Малатья 10, и огни города. И чем утомительнее маршрут (и вообще, чем дальше от начала путешествия), тем больше тянет к простому понятному отелю полного сервиса и без причуд. Так и в этот раз.
День 9: Малатья - Каппадокия
Маршрут: Малатья - Кайсери - Гёреме (и окрестности), 400 км.
Основная часть дороги проходила по горному плато, существенная часть на высотах порядка 1700-1900 м, в окружении прекрасных, частично покрытых снегом гор (высоты порядка 2500-2900).
Жемчужиной этих гор, конечно, является Эрджиес - потухший стратовулкан высотой 3900, одна из самых высоких точек Турции. Последнее его извержение было примерно 2000 лет назад. Он оказал большое влияние на ландшафт окрестностей, плодородие местных почв и соответственно, развитие сельского хозяйства в этом регионе, и прочее. Сейчас на нем располагается один из самых популярных горнолыжных курортов.
Он виден очень издалека, километров за 60 точно, а может и больше.
Она на последних двух фотографиях. Последняя снята при закате уже из Каппадокии.
Основным впечатлением дня был сильнейший порывистый боковой ветер на плоском горном плато. Вести было страшно, особенно обгонять фуры. Приходилось заранее продумывать, как лучше это делать - например, в момент, когда от ветра закроет какой-то небольшой холм, или еще как-то.
Ближе к вечеру наконец добрались до Каппадокии. Времени до заката оставалось немного, и я пытался хоть что-то из этого выжать. Заехали в один из музеев под открытым небом, но я провел там буквально минут 10, и Ясин настоял переместиться в одно из популярных мест, где будем встречать закат. В итоге вблизи в этот вечер толком ничего не посмотрели, только проездом на мотоцикле, и сразу отправились на возвышенность, чтобы смотреть на всё это со стороны.
Заката ждали приличное время (могли и другое успеть), но как уж сложилось. Перекусили гёзлеме (тонкие лепешки с начинкой), немного поснимали, и отправились искать отель, благо всё недалеко.
Думали насчет палатки примерно в тех же местах, где встречали закат, но прогнозные 5С ночью нас переубедили)
Остановились в симпатичном внешне и весьма простом внутри отеле в одном из близлежащих городков - Юргюпе. В таких местах перемещаться на мотоциклах очень удобно - пешком задолбаешься ходить, такси задолбаешься ждать, а на мотоцикле можешь заглянуть в любую интересную точку за 10-15 минут.
День 10, последний: Каппадокия - Ыспарта
Маршрут: Каппадокия - Конья - Бейшехир - Ыспарта, почти 600 км, из них часа три - по темноте.
Достопримечательности/ впечатления:
-
Запуск шаров
-
Каменные грибы
-
Долина любви, так сказать
-
Музей под открытым небом
-
Завтрак с видами
-
Долгая дорога домой
Этот день компенсировал всё не увиденное в Каппадокии накануне.
Встали в 5 утра, чтобы посмотреть на запуск воздушных шаров. Приехали на ту же видовую точку, что и вчера. Посмотрели, как они отправляются в полет, как проплывают непосредственно над нами, как всё небо заполнено воздушными шарами. Очень круто.
Шары и каменные грибы
Музей под открытым небом (ну, один из).
Здесь я забыл свою музейную карточку в куртке, оставленной на мотоцикле, а вход от парковки не особо близко, и в горку. Смотрю, цена входа 20 лир. Думаю, ладно, без проблем, точно не стоит возвращения. Подхожу к кассе, протягиваю стольник, но меня обламывают: цена не в лирах, а в евро ) Пожалуй, всё же стоит дороги до мота и обратно. В итоге спокойно и бесплатно прошел по своей карте.
Тут добавлю, что моя музейная карта до сих пор действует, и все места и музеи без исключения я посещал бесплатно. ОООчень приятный бонус =))
Кстати, это одно из немногих мест, где мы видели толпы (ТОЛПЫ) иностранных туристов, в основном азиатов (Корея, Китай) и европейцев (Италия, Испания, возможно, Германия).
Место меня не впечатлило, надо сказать. Как и Каппадокия в целом, если честно себе признаться. Ну, не считая шаров.
Возможно, дело было в общей усталости, возможно, в толпах туристов (бесили) и избыточной популярности этих мест (я люблю менее заезженные), возможно, в том, что я уже видел куда более впечатляющие, хоть и менее масштабные места - во Фригийской долине.
Возможно, хорошо пошли бы подземные города - в Ючхисаре, например, но уже не было ни сил, ни времени.
После музея и покупки сувениров домой отправились на завтрак, а потом собираться в дорогу (Ясин оставил вещи в отеле).
Завтрак был масштабен и шикарен, и с еще более крутыми видами.
Для этого пришлось поплутать по узким односторонним улочкам, и даже встрять в мини-пробку (стоим в арке, сзади и спереди микроавтобусы, не объедешь. В горку, передний разгружает бельё для отеля), угораздило же))
Собираемся. В процессе я думал было отделиться и остаться в отеле - всё-таки я реально устал: встал рано, спал не очень много, в общем, идея ехать 600 км прямо так себе. Лучше было бы или разделить маршрут надвое, или сегодня как следует отдохнуть, и отправиться в путь завтра с утра пораньше.
Но не тут-то было. После обсуждения с Ясином выяснилось, что возможности не ехать толком нет)
-
У него уже назначены встречи на завтра, и их нельзя перенести, так что он не поехать не может.
-
Оказывается, у нас нет с собой документов на мой мот (он оформлен то ли на брата, то ли на друга). Мои права прокатят, а вот отсутствие документов может стать проблемой. Ясин, понятно, доболтается, а вот я в одиночку - нет. Ситуация усугубляется тем, что Рамазан закончился, и полиция будет проверять более тщательно.
Остается вариант отправить мот транспортной компанией, или поменяться мотоциклами, но оба варианта сопряжены с массой дополнительных неудобств. Так что проще поехать, чем не поехать. Отдыхать почаще, ехать аккуратнее, но всё же сегодня.
К счастью, дорога была достаточно прямая, не через крутые серпантины (хоть и через горы, конечно), так что доехали без приключений. Хоть и долго по темноте (неприятненько и весьма утомительно).
Но каждый километр приближал к дому, а последние километров 100 вообще были хорошо знакомы - я неоднократно по ним ездил.
THE END… =))
Итого
Мы проехали 2854 км круговым маршрутом из Ыспарты и до Ыспарты, захватив Юго-Восток и Восток Турции. В начале пробеги были короткие, но насыщенные, в конце - наоборот, длинные перегоны в основном без достопримечательностей.
Это заняло 10 дней.
Это было утомительно, авантюрно и непредсказуемо, как до, так и в процессе, но это того стоило точно.
Про выбор времени
Уже говорил, повторюсь, что это событие, сопоставимое с парадом планет - т.е. раз в несколько сотен лет. Настолько всё удачно сложилось в одну ниточку.
-
Ясину обычно не вырваться (у него 3 мотосалона в разных городах, а еще хочет открыть арендный бизнес, и нет нормальных компаньонов или хотя бы сотрудников, кому можно делегировать что-то). Тут помогло то, что мото и туристический сезон еще не очень стартовал + байрам (=праздник) после Рамазана (у нас Рамадан, месячный пост). В общем, никто не работает, своего рода майские праздники, если на наш манер.
-
Мне обычно не вырваться (особенно, когда я работал в консалтинге, в последнее время в корпорациях попроще, но требует планирования отпуска. А сейчас я де-юре безработный). Так что как раз самое время для авантюр между работами.
Но есть минусы. Примерно как у нас - на майские всё забронировано, все путешествуют, кто может и хочет. В Турции ровно то же. Ключевые города - битком. Пришлось часть (Антеп, Урфа) пропустить.
Мы посетили из запомнившегося (в порядке следования):
-
Перге (древний город)
-
Аспендос (древний город)
-
Сиде (древний город)
-
Аланию (крепость)
-
Анамур (древний город Анамуриум, крепость Мемуре)
-
Газипашу: природные бассейны
-
Зеугму (древний город. Музей не удалось)
-
Гёбеклитепе (храм, которому 12 тыс. лет, недавняя находка, года 2017-го)
-
Мардин (старый город)
-
Диярбакыр (старый город, очень крутая мечеть)
-
Гору Немрут (древние статуи на горе)
-
Каппадокию: закат и рассвет, шары, природные скульптуры