Привет, друзья! Я Игорь и хочу поделиться с вами своим путешествием на мотоцикле по Турции, причем по Турции редкой, не туристической. Собрался я туда даже для себя неожиданно. Как ехал, что видел - читайте ниже! Писать буду так, чтобы было понятно, что посмотреть, если захотите повторить!
-
День 1: Ыспарта - Анталья - Аланья
-
День 2: Аланья - Газипаша - Анамур
-
День 3: Анамур - Эрдемли
- День 4: Эрдемли - Газиантеп
День 1: Ыспарта - Анталья - Аланья
Выехали в 8-30 (собирались в 6, но Ясин - мой турецкий друг, долго собирал вещи).
Маршрут: Ыспарта - Анталия - Перге - Аспендос - Сиде - Алания, 250 км. Погода - отличная. Здесь и далее курсивом обозначил древние города и прочие достопримечательности.
Едим в кёфтеджи (кёфтельная) в Аксу, ночуем в Алании, моты припаркованы у отеля.
Путь был довольно простой, погода отличная, но это ж первые для меня километры, поэтому было нервненько, особенно при проезде через незнакомые турецкие города по пути, и при езде ночью (последний час пути до Алании).
Алания спокойная и душевная, на расслабоне.
Перге
Расположен недалеко от аэропорта Антальи.
Историческая справка Перге:
Город основан в 12 веке до н.э. переселенцами из Греции. Перге приобрел наибольшее значение в период Римской империи, когда стал центром Памфилии — одной из провинций империи. Именно тогда было воздвигнуто большинство сохранившихся до наших дней зданий и сооружений.
Среди основных достопримечательностей города — великолепный амфитеатр, который вмещал около 15 000 зрителей (в этот раз мы его не посетили), впечатляющие руины стадиона, способного разместить до 12 000 зрителей, а также величественные бани и богато украшенные ворота, ведущие к городу. Также здесь можно увидеть хорошо сохранившийся агору — рыночную площадь.
Точно достоин посещения. Не забудьте про театр.
Я был тут уже второй раз.
Аспендос
Недалеко от города Серик, в окрестностях Антальи.
Известен своим хорошо сохранившимся амфитеатром, который считается одним из лучших примеров римской архитектуры в мире.
Город был основан в 10 веке до н.э. и первоначально населялся греками. Аспендос достиг своего апогея во времена Римской империи, когда и было построено большинство его знаменитых зданий.
Центральной достопримечательностью Аспендоса является его античный театр, построенный во 2 веке н.э. архитектором Зеноном по поручению римского императора Марка Аврелия. Театр вмещал около 15 000 зрителей и использовался для проведения гладиаторских боев и театральных представлений. Он отличается отличной акустикой и состоянием сохранности, что позволяет использовать его для проведения современных концертов и фестивалей.
Помимо театра, в Аспендосе можно увидеть руины других важных сооружений, включая агору, базилику и римские бани. Город также известен своими акведуками — инженерными сооружениями, использовавшимися для снабжения населения водой.
Но ничего, кроме театра, мы не стали смотреть, а поехали дальше. И так уже намного позже заката добрались.
Сиде
Курсивом - историческая справка, обычным текстом - мои комментарии)
Основан в VII веке до н.э. греками, был важным культурным и торговым центром в античности.
Сиде находился под властью различных государств, включая персов и Александра Македонского, но особенно процветал во времена Римской империи. Город известен своими монументальными строениями, роскошными виллами, театрами и храмами.
Одной из самых впечатляющих достопримечательностей Сиде является его театр, построенный в римском стиле и вмещающий около 15 000 зрителей. Он до сих пор используется для концертов и фестивалей.
По мне, в сравнении с Аспендосом или Перге - не котируется =)
В древности Сиде был центром пиратской активности, и только во время правления римского императора Помпея пираты были изгнаны, и город вновь стал процветать.
Наверное, Анемуриум грабили как раз они, но об этом дальше)
Из того, что понравилось мне - храм Аполлона - с видом на море и пальмы, а еще - то, что он огромен, и современные дома буквально построены поверх старых, по всему городу проглядывают остатки древних сооружений, некоторые из которых закрыты стеклом и находятся под улицей. Похоже на Рим в этом смысле.
День 2: Аланья - Газипаша - Анамур
Маршрут: Аланья - Газипаша - Анамур, 170 км
Дорога - по крутому серпантину (между Газипашой и Анамуром), причем в приличный такой дождь.
Эти серпантины - одна из причин, почему Анамур до сих пор остается тихим местечком, по сравнению с Аланией.
Раскачивались не спеша.
Позавтракали с видом на безмятежное море, но впечатление было обманчивым, как показала дальнейшая практика)
Дальше посмотрели крепость, и двинулись в путь.
Крепость в Алании
Это одна из ключевых достопримечательностей.
Крепость была построена в 13 веке во время правления сельджукского султана Аладдина Кейкубата I, который сделал Аланью своей зимней резиденцией. Крепость строилась с целью защиты порта и города от морских нападений, а также для контроля над морскими торговыми путями.
До этого тут были постройки византийского периода - церковь и более ранняя крепость, насколько я понял.
Крепость Аланьи располагается на высоком скалистом мысе, что придает ей естественную защищенность. Стены крепости простираются более чем на 6 километров и включают более 140 башен. Внутри крепостной стены находятся различные исторические постройки, включая джами (мечети), казармы, а также жилые дома, которые использовались в средние века.
Из отдельных достопримечательностей в рамках крепости - Красная башня (Kızıl Kule) - восьмиугольная башня постройки 1226 года, служила основной защитной и наблюдательной точкой.
Её мы пропустили. И дворец султана и мечеть - не произвели впечатления.
Крепость довольно большая, мы осмотрели только одну часть.
Сверху открываются отличные виды.
Можно подняться на телеферике (фуникулёре).
Природные бассейны в Газипаше. Очень понравилось неспокойное море и мрачное небо
Анамур
С серпантинно-дождевыми приключениями добрались-таки до Анамура, и даже засветло.
Купил новый прикуриватель и провода, а то техника от мотоцикла не заряжалась.
Обнаружил проблему с основной камерой телефона, с этих пор всё снято широкоугольником или зумом.
Перекусили тантуни - это типа шаурмы, им славится регион Мерсин, к которому относится Анамур.
День 3: Анамур - Эрдемли
Маршрут: Анамур-Мерсин, но остановились на пол-пути, в местечке Эрдемли, т.к. наступила ночь, а ехать еще час до Мерсина по темноте было очень лень. Да и кемпинг неплохой подвернулся по дороге. Итого 170 км.
Достопримечательности: Анемуриум (древний город) и крепость Мамуре, и еще кусочек Кыз Калеси (девичья башня). А ещё, Анамур - самая южная точка Турции.
Сборы
По дороге из Алании в Анамур я поленился надеть бахилы, поэтому в ботинках были бассейны. Справился привычным образом, с сушкой феном в гостинице (уже проходил такой опыт при спуске с Бабадага рядом с Олюденизом в прошлый раз).
Дождевые штаны (вроде как мембранные, но такие себе) также не спасли, джинсы промокли. Повесил на ночь сушиться на балкон, но ночью прохошел дождь, и пришлось их также сушить феном =)))
Ну и перчатки - не для дождя, так что тоже - фен.
В общем, собирались мы довольно долго. Погода была хмурой, совершенно никуда не хотелось, но надо.
Про полицию
На выезде из Анемуриума нас 2 раза остановила полиция, буквально в течение нескольких минут. В первый раз в процессе полицейского укусила какая-то пчела, а Ясин предложил только что купленную бутылку холодной воды - приложить к месту укуса - на том и разошлись =)
Во второй раз - у меня попросили было документы, но пока я медленно лез в запакованный сзади рюкзак, не слезая с мотоцикла, махнули рукой =)))
Анемуриум
Находится рядом с Анамуром (7 км). Анемуриум активно процветал в период с 1 по 7 век нашей эры, в особенности в римское время. Город был важным портом и торговым центром, через который проходили товарные потоки между Азией и Европой. Благодаря своему стратегическому положению на побережье, Анемуриум стал центром торговли и ремесленного производства. Здесь активно строились общественные здания, такие как театры, бани и храмы, что свидетельствует о значительных инвестициях в инфраструктуру и культурную жизнь города.
Упадок Анемуриума начался в позднем античном периоде, примерно с 6-7 века.
Одна из причин - крупное землятресение, которое разрушило значительную часть города. Другая - частые нападения пиратов, которые делали побережье опасным для жизни и торговли. Со временем важность города как торгового порта снизилась, а население начало уменьшаться.
Здесь сохранилось множество зданий, есть на что посмотреть:
-
Некрополь: Обширные кладбища с разнообразными видами погребений. Он реально огромный, город в городе. Мы по нему не побродили, не было времени.
-
Христианские базилики: Несколько храмов, отражающих раннее распространение христианства в регионе.
-
Римские бани: Сооружения, использовавшиеся для социальных и гигиенических целей
-
Римские виллы: Роскошно украшенные дома с мозаичными полами и стенными росписями. Не распознал)
-
Театр и одеон: Общественные здания, используемые для развлечений и собраний. (правда, театр почти не сохранился, а Одеон выглядит, как новодел). Одеон - это примерно как театр, только поменьше.
Рекомендуется к посещению.
Замок Мамуре
Это впечатляющая крепость, расположенная в провинции Мерсин на юге Турции, недалеко от города Анамур. Он стоит на берегу Средиземного моря и представляет собой один из наиболее хорошо сохранившихся образцов средневековой фортификационной архитектуры в регионе.
История замка начинается ещё в римские времена, когда на этом месте существовало укрепление. Однако современный вид замок приобрел в период правления сельджуков в 13 веке, когда он был значительно расширен и укреплён. В последующие века крепость неоднократно перестраивалась и укреплялась разными правителями, включая армян, крестоносцев и османов, которые добавили новые стены и башни для защиты от морских нападений.
Замок Мамуре обладает тройным рядом стен и 39 башнями, что делает его внешний облик внушительным и монументальным. Внутри крепости находятся остатки мечети, хамама (турецкой бани) и многочисленные склады, которые использовались для хранения припасов и военного снаряжения. Площадь замка составляет около 23 500 кв. м., что делает его одним из самых больших сооружений подобного рода в Турции.
От себя скажу, что замок действительно один из самых больших, которые мне довелось посещать. И особенно эпично воспринимается при предштормовом море и сильном ветре. В общем, пропускать точно не стоит.
Кыз Калеси (Девичья крепость)
Здесь мы остановились буквально на пару-тройку минут, т.к. время уже клонилось к вечеру. Таких объектов довольно много и в Турции, и в других частях света.
Вот историческо-культурная справка (здесь, как и раньше, мне помог ChatGPT)):
По одной из версий, строительство замка началось во времена византийской империи, а затем было продолжено в период правления армян. Замок был значительно укреплён в эпоху крестоносцев и далее использовался османами. Он располагается примерно в 300 метрах от берега и исторически использовался для защиты от морских нападений пиратов и вражеских флотов.
Замок Кыз Калеси построен прямо на скалах острова и включает в себя два основных уровня стен и несколько башен, которые использовались для наблюдения и защиты. Особенностью крепости является её расположение — она полностью изолирована от берега, доступ возможен только по воде, что создавало дополнительные сложности для возможных захватчиков.
Существует несколько легенд, связанных с названием и историей замка. Самая известная рассказывает о богатом торговце, который построил эту крепость, чтобы уберечь свою единственную дочь от смертельного пророчества. По легенде, несмотря на все усилия, змея всё равно нашла путь в замок и укусила девушку.
Еще по дороге мы встретили весьма живописный мыс.
А еще - парочку кораблей на рейде, достаточно близко. Погуглил - этот корабль - буровой. Смотрится весьма необычно.
Ну и про Тенере 700
На одной из заправок пересеклись с местным путешественником на Тенере.
У него world edition или типа того. Попросил посидеть. Всё комфортно, высота более чем приемлемая. Не спрашивал, заземлял ли он её каким-то образом.
Надо сказать, что я же в последнее время сидел на многих очень разных мотоциклах, и вот на практически любых турэндуро прямо чувствуешь себя, как дома. Всё привычно, знакомо, удобно. А на дорожниках вообще не так всё))
У него тоже insta360, так что снял нам панорамную динамическую фоточку, и дальше распланировал снять наш проезд - чтобы мы с Ясином ехали параллельно долгое время, а он бы в какой-то момент проехал между нами. Посмотрим, что смонтирует) Ну и у меня похожие кадры, понятно, есть, у меня же тоже i360 =)
Ну и еще надо сказать, что нам не так уж много попадалось путешествующих на двух колёсах (на трассе, а не в городе - в городе их пруд пруди), и этот парень - из числа мажоров, как и мы =) Ибо остальные были либо на великах, либо на около-мопедах (50-125 кубиков), либо на чем-то весьма древнем. Кроме разве что двух довольно больших групп байкеров на нормальных мотоциклах, но мы с ними практически не пересеклись.
А, и еще привлекла внимание упаковка багажа - без боковых кофров, всё вынесено назад и вверх. Кажется, разумно, но сравнить нет возможности.
Под занавес дня мы оказались в местечке Эрдемли, и где-то там же проехали мимо длинного кемпинга вдоль трассы (за забором). В итоге решили остановиться в нём. Хоть не зря палатки брали)
Вообще, кемпинги - удобная штука. Т.к. в первую очередь при ночевке в палатках, особенно в путешествиях с перемещениями каждый день, не хватает прежде всего электричества. И во вторую очередь - туалета/ душа.
Электричество у нас было, остальное тоже.
Но для себя я понял, что наиболее комфортный формат - как минимум, чередовать ночевки в палатке с ночевками в отелях, пусть и самых простых.
Посидел ночью у моря, очень здорово. И утром посидел, помедитировал чутка)
День 4: Эрдемли - Газиантеп
Маршрут: 334 км Эрдемли-Мерсин-Адана-Османие-Газиантеп. Местами дожди, в основном не сильные.
Не спеша позавтракали в кемпе (и как им не надоедает завтракать ровно одним и тем же всегда), и отправились в путь.
По пути нас застал дождь, переоделись под эстакадой. Пока переодевались, встретили банду путешественников на "Кубах". Это максимально народный пацанский мопед, на котором местные что только ни вытворяют. Прямо из салона обвешан золотым и светодиодным тюнингом). А тут ребята в дальняк на таких собрались, не помню, откуда и куда.
Мерсин объехали по объездной, Адану и Османие - просто насквозь по магистрали, проходящей через город, и добрались в конце концов до Газиантепа.
В общем, ездовой день без достопримечательностей, но с заметками по вождению.
-
Теперь крейсер 125-135, если нет большого ветра, а достигнутый максимум - 140.
-
Для Ясина норма 120-130, но сегодня он для ответов на вопросы покупателя тестил круиз-контроль (работает до 150, есть свои нюансы) и пробовал разгоняться до 250.
-
Надо сказать, что своего мота он в целом побаивается, и вообще опыта на нормальной дорожной технике, а не тырчиках (мопедах типа тех, что выше), явно не слишком много. Категория А в правах - с 2022.
Еда и отель в Газиантепе
Отели мы обычно бронировали, уже находясь на месте, т.к. никогда не понятно, докуда мы в итоге сможем или не сможем доехать. При этом к отелям есть дополнительные требования: парковка для мотов, желательно, закрытая. Чем восточнее, тем важнее - здесь больше рисков кражи.
Выяснить это наверняка можно только звонком, так что обычно программа нашего вечера выглядела так: добраться до места, найти что-то где-то поесть, поспрашивав рекомендации местных при случае, и после еды найти ночлег.
В случае Газиантепа едальней была аутентичнейшая кебабная. Но это было настолько круто, что для сохранения неразрывности повествования не грех и повториться.
Газиантеп - одна из важных точек, привлекающих туристов, а на дворе Рамазан-байрам, поэтому почти все отели были заняты. Но всё же нашелся хороший вариант с подземной парковкой, просто дороже, чем обычно. Остановились в нём.