Поездка на рыболовный сплав по реке Лемва. Приполярный Урал.
Происходит от слов коми языка: льӧм «черемуха» и ва «река, вода», то есть «черемуховая река, вода».
Как долго мы все ждали очередного отпуска, в котором запланировали сплав по горной реке Лемва. И этот день настал. Как всегда, из-за торопливости и малого количества времени на сборы, я оставляю свой грузовой пояс в сопровождающей нас машине, и уже после думаю, как я буду плавать в горной, порожистой реке без балласта. Наш общий скарб - примерно 250-270 кг., а это примерно 50-55 кг. на человека, не считая фото видеоаппаратуры. И когда мы вошли в здание Московского вокзала, местные грузчики потирали руки от предстоящей наживы, увидев гору нашего снаряжения. Задержавшись около центрального табло чуть больше обычного, мы галопом поскакали по гранитным ступенькам, так как до отправления поезда оставалось всего 15 минут. Пока еще возбужденные и свежие, на положительных эмоциях, наша команда из 5 человек заскакивает в поезд и по узким проходам распределяет весь наш объемный багаж в плацкартном вагоне поезда Нижний Новгород – Воркута. И вот наше путешествие началось…
36 часов прошли в питейно-застольных беседах под песню: " Ведь мы ребята, ведь мы ребята 70-ой широты". И, конечно, обсуждали темы наших предыдущих и будущих поездок по бескрайним просторам России. В перерывах на остановках я выходил и искал себе хоть какой-то груз. И как говориться, кто ищет, тот всегда найдет. На станции Микунь я позаимствовал старый груз из-под рельса (удобный, отличный, да еще с дырками). Это придавало мне хоть какую-то надежду и оптимизм.
И вот наша остановка в Инте (2 часа ночи), и наш встречающий гид уже топчется на перроне, любезно приглашая перегружать наши вещи в мощный Урал-Вахту для дальнейшей заброски к началу нашего сплава. Здесь торопиться никуда не надо. Распределяем наши пожитки в просторном фургоне, краткое напутствие встречающей стороны, расплачиваемся за трансфер, и в путь через тайгу, а после еще через тундру Пясяда до чистой заповедной реки Лемва. Всего каких-то 5 часов зубодробильной тряски по ухабистой щебеночной дороге, и мы у цели нашей поездки. Это - слияние Лемвы с ручьем Парнокаю, и отсюда мы стартуем вниз до слияния с рекой Усой (расстояние 172 км.), которое мы планируем преодолеть за 7-8 дней.
Такого чистого неба я ни разу не видел за все мои поездки по Уралу. Его идеальный голубой цвет немного резал глаза и резко контрастировал с желтыми уже осенними пихтами, застывшими в мемориальных позах на скалистых утесах, с которых открывался потрясающий северный пейзаж.
Делаем несколько снимков для отчета, несколько минут видео для будущего фильма и собираем несколько горстей уже увядающих ягод для поднятия нашего иммунитета.
Как прекрасно начинается наш сплав-марафон. За эту поездку нам очень повезло с погодой. Почти не было дождей; был комфортный ветер, который сгонял злобную, надоедливую мошку; не было заморозков, и мы ни разу не мерзли в наших спальниках; вода была нормальной температуры, которая позволяла принимать утренний туалет и мыться.
И вот, водитель Урала пожелал нам успешного пути и крикнул на дорогу: "Осторожней на поворотах!", но почему то мы не придали значения его словам, и напрасно. Уже через час ломается одно весло, слетает и теряется лопасть второго весла, и в завершении выходит из строя другое весло уже на второй лодке. Только отплыли от места, а такие серьезные поломки. Но делать нечего, делаем остановку, срубаем шесты и продолжаем наш путь по "американским горкам" Лемвы.
Видимо, река решила испытать на прочность наш пока еще не тренированный организм и все больше показывала нам свой ретивый характер. Ее русло постоянно менялось переходя из мощных, крутых поворотов в длинные, мелкие перекаты, через которые наши груженные плав.средства проходили только волоком, и мы изрядно потрудились, чтобы выйти на судовой ход без поломок и аварий. Ни до ловли, ни до подводной охоты дело в первый день так и не дошло.
Пройдя около 23-25 км. останавливаемся на крутом, скалистом берегу на ночевку и обнаруживаем еще одну проблему. На большой лодке 3 сквозных отверстия в днище, и медленно спускает правый нижний отсек. Я в легкой панике, а ребята собираются заливать это горе привезенным спиртом. После короткого ужина ложимся спать со словами: " Утро вечера мудренее". На следующий день я встаю чуть раньше остальных и начинаю колдовать с веслами. Хорошо хоть взяли рем. комплект и гвозди, саморезы, отвертку, пассатижи, скотч. И через час слесарной работы я сделал одно новое весло и починил старое. Теперь одна лодка полностью укомплектована, другая наполовину. Просыпаются ребята, и мы начинаем судоремонтные работы по заклейке днища нашей большой лодки. Вроде все сделано грамотно. Время и вода все покажет. Завтрак, быстрый сбор лагеря, и снова в путь по бурным водам заповедной, северной реки Левма.
Сегодня река была благодарна к нашим экипажам и подарила на память долгожданный трофей. Да еще какой! На очередном крутом повороте с приличной глубиной, Николай замечает с лодки хвост крупной рыбы. Мы сразу делаем остановку и начинаем хлестать акваторию нашими удилищами, и буквально через несколько минут Владимир с трудом подтаскивает к берегу крупную рыбу, с первого взгляда невозможно определить ее вид. Ее расцветка больше походила на радужную или речную форель, но, как потом выяснилось у местных, эта была семга, но не местная, а акклиматизированная. Вот эта удача! Но эта была первая и последняя красная рыба в этой поездке, и мы нисколько не сожалеем об этом. Нам речка подарила сокровище, и мы хотим сохранить его на фото, поэтому каждый сфотографировался с семгой несколько раз.
Плывем дальше, и через 2 часа, находим интересное место: скала, яма, обратное течение. Здесь должна стоять рыба. Товарищи пробуют все свои приманки, а я быстро переодеваюсь и хочу попробовать подводные съемки северных речных обитателей этой реки. Ведь такое бывает очень редко, и мои видеоматериалы станут эксклюзивными в моем видеоархиве. 10 минут, и я уже в воде, опускаю голову и сразу вижу 6 хариусов, которые держаться обособленно от остальных более мелких особей.
Вода как будто из минерального источника, не имеет ни запаха, ни взвеси, ни микроорганизмов. Паришь в ней, словно в невесомости, и ощущаешь себя пионером космоса в далекой галактике. Даже на 7-8 метрах можно различить любую мелочь на дне. Воду такой прозрачности я встречал только в морях, но там вода соленая, а здесь она пресная. И на всем протяжении нашего пути мы пили прямо из речки, что не укладывалось у нас в голове, вспоминая с ужасом наши местные водоемы. Этот удивительного вкуса северный нарзан был нашим главным разбавителем привезенного медицинского спирта, ни о какой головной боли никто из участников поездки даже не вспоминал.
.......Но я немного отступил от рыбной темы. Плавая по этому месту и изучая рельеф этой ямы, я стал свидетелем такой концентрации европейского хариуса, что не мог себе представить, что такое количество рыбы может собраться в одном месте. За все свои поездки по северным рекам я видел максимум 2-3-4-5 особей на каком-то определенном участке реки. Но здесь количество экземпляров переваливало за сотню, а может быть и больше. Рыба была не крупная и к тому же близко к себе не подпускала, поэтому приходилось ее снимать с 3-5 метров. Сменив камеру на подводное ружье, я пробовал найти среди этого эльдорадо крупного хариуса для стола и для своего списка трофеев, но самый крупный дотягивал до 700-800 гр. И я выхожу пустой из водной обители, но до предела удовлетворенный и счастливый от увиденного и только что пережитого.
Погода на всем протяжении нашего пути, как я уже говорил, радовала нас и не доставляла особых проблем. Хотя иногда поднимался сильный встречный ветер, который мешал нашему сплаву, тормозя наши тяжелые плав. средства. Но были моменты, когда наоборот он был попутный, и мы пользовались его силой, как в старые добрые времена отважные флибустьеры, подняв все паруса на своих бригах, бороздили в поисках приключений открытый мировой океан.
Из рассказов местных жителей, которые встретились нам только на 3 день сплава, рыбы в реке стало очень мало, перегораживают полностью устье реки, и конечно рыба не может подняться на нерест. Как обычно, аборигены травили байки о том, что лет 30 назад в реке водилась 20 кг. семга, 15 кг. чиры, 3 кг. хариусы, встречалась так же пелядь, ряпушка, сиг. В нижнем течении в изобилии была щука, окунь, язь, налим. Но сейчас такого уже не встретишь. Основной рыбой является хариус, который по утверждению местных занесен в Красную книгу. Хотя тамошние рыболовы ловят его в огромных количествах, и после плачутся о безрыбье. Мы тоже ловили хариуса на всем протяжении сплава, но только для соления себе на стол, мелких, как всегда, отпускали, не нарушая тем самым его популяцию. Налима я стрелял на подводное ружье. И его хватило и для ухи, и на жаркое нашему дружному коллективу.
Наверное, скоро и в этих отдаленных, непроходимых местах скажется негативное воздействие человека на девственную, пока еще не тронутую природу Севера. Почему мы образованные, цивилизованные люди, как только прикасаемся к чему то первозданному и заповедному, хотим не сохранить это богатство, а скорее истребить и уничтожить, ставя на первое место наживу и выгоду своей утробе. Опять я заговорил о грустном......................
Подводная охота в этой реке возможна на плесах и отдельных ямах. Из-за сильного течения и небольшой глубины на перекатах рыбу стрелять достаточно сложно. И в данное время на струе я видел только одиночных хариусов, скорость течения и прозрак позволяет увидеть рыбу, а вот точно прицелиться и выстрелить - это большая проблема. На ямах все намного проще: течение либо слабое, либо обратно-круговое. Нырять достаточно легко, только рыба в такой прозрачной воде держит дистанцию. Крупные особи, на которых можно вести охоту, попадаются очень редко. Один раз за эту поездку, когда я снимал на камеру стайку хариусов, боковым зрением увидел плавные движения крупного объекта, но не успел заснять это на камеру, так как рыба поднималась вверх, а меня тащило вниз. После я, уже с ружьем, пробовал найти рыбу, но удача то меня отвернулась. Налим ведет себя так же, как и в других водоемах - тупо лежит на дне, представляя для подводника идеальную мишень. Особи стандартные - от 1.5 до 2 кг. Его можно встретить и на течении на галечном дне, и на ямах в тиховодье на песчаном грунте.
До больших, глубоких ям мы доехали в последние дни, но из-за сильного ветра я не одевал гидражку, а бурлачил наше судно и натирал мозоли от многочасовой гребли самодельными веслами.
Мы так выбились из сил, что пришлось нанять лодку с мотором, которая доставила нас в конечный пункт сплава. И мы тем самым сократили свое путешествие ровно на сутки.
В деревню Абезь мы приплыли после обеда, когда стали собирать весь наш походный инвентарь, подошел местный житель и предложил воспользоваться услугами местного «такси».
Ровно в 16-00 приехал древний трактор на колесном ходу. Судя по его возрасту, он уже давно вышел на пенсию, но мы не стали возмущаться «гламурным» видом транспортного средства. Быстро закидали вещи в кузов трактора и по местному Бродвею через 20 минут были уже на станции. За эскорт 100 рублей с человека. Станция Абезь, будет правильней назвать ее полустанок или разъезд. Перрон - это 5 узких бетонных плит лежащих почти на земле, и в этом месте делают остановку местные электрички, состоящие из одного вагона, и, конечно, поезда дальнего следования.
Ждать нашей электрички оставалось около 5 часов, и мы решили, не тратя времени, приготовить ужин из оставшихся продуктов. И мы уютно обустроились в маленькой комнате местного мини-вокзала. Удобно расположившись на обветшалых сидениях, принялись готовить гречневую кашу на газовой горелке. Уже нарезаны хлеб, сало, чеснок, колбаса, соленый хариус, и уже разлито по стопкам за удачное окончание сплава и далее происходит следующее...
Мы с Владимиром стоим на улице и смотрим за нашими вещами, которые остались на перроне (2 тяжеленные лодки) и вот, вдали показался поезд, он медленно подъезжает и останавливается на нашей остановке. Мы с радостью читаем табличку на вагонах поезда "Нижний Новгород - Воркута". Открываются двери, и румяная проводница с округлыми формами улыбается нам в ответ и отвечает на наши неожиданные вопросы:
- А поезд идёт в Нижний?
- Да. Нижний Новгород конечная остановка.
- А места свободные есть?
- Много свободных.
- А нам можно сесть?
- А у Вас билеты имеются?
- На завтра с Инты на вечер.
- Садитесь, в Инте обменяете и порядок, стоянка техническая 1 минута.
И тут происходит следующее. Из уставших, утомленных, голодных путников, которые час назад с трудом еле-еле затаскивали вещи в кузов трактора, перевоплощаются в быстрых, проворных, спортивных атлетов, которые за это время успевают собрать рюкзаки, примус, посуду, еду, спиртное, и еще какие-то вещи, и закидать это в тамбур 2-х вагонов, и при этом успеть запрыгнуть самим. И когда поезд тронулся, кто-то пошутил: "Лодки на перроне забыли?!?!?!" Но эта была шутка. Ехать до Инты 2 часа. Мы наспех разместились на временных местах, немного расслабились и закусили остатками бывшего ужина, который только что готовился на каменном полу, дикого полустанка станции Абезь.
Удачно поменяв билеты в Инте, мы на своих законных местах уже просматривали фотографии с поездки и любовались съемками наших отснятых видеоматериалов. Наше путешествие на этом подходило к своему окончанию........................................................................................................................................
Э П И Л О Г.
Я сижу и смотрю в окошко, за которым быстро меняются вечерние, осенние пейзажи. Приходят мысли в голову: " Зачем и для чего мы живет на этом свете? Неужели, только для того чтобы работать, а после бездумно тратить. А как? Где? И с кем отдыхать? Многие люди ездят за границу на полный пансион греть свое пузо на египетских дешевых курортах. Другие люди даже не выезжают во время отпуска на лоно природы. Почему так происходит? Почему мы так все обленились и не хотим испытать себя в экстремальных ситуациях, и не хотим хоть на неделю стать пионерами-путешественниками по различным, интересным местам России. Которых, великое множество в нашей огромной стране с её климатическими зонами. Но я полагаю, что я не прав. Есть, конечно, такие люди, и их много, которые ради квартирного быта и комфорта с легкостью променяют их на природные жилищные условия с изумительными видами у вечернего костра. Вот с такими немного сумасшедшими друзьями мы и совершили это увлекательное путешествие на Полярный Урал.
Низов Б.В.