8. Бугры и буренки (Владивосток - Москва 2021)

Рано утром 15-го июля, быстро проскочив Читу, пока она еще просыпалась, выехали на трассу к Улан-Удэ.

Отрезок был относительно коротким – менее 700 км. Ехали осторожно, опасаясь «бугров».

«Буграми» мы называли то, что обозначал знак «Неровная дорога». Эти знаки и следовавшие за ними неприятности начали попадаться еще на перегоне Хабаровск-Сковородино, а на отрезке от Сковородино до Читы мы встречали их несколько десятков, а то и сотню раз.

Неприятность, которую предвещал знак, представляла собой выемку в дороге, оканчивающуюся трамплином (бугром по-нашему). Издалека «бугор» можно было определить только по темным следам, оставленными в выемке и на трамплине шинами тормозивших машин.

Если не снизить вовремя скорость, то после проезда такого препятствия, машина взлетает над дорогой, напоминая летящего «низэнько» бегемота из анекдота про прапорщика, а затем, метров через несколько, приземляется, шмякая глушителем об асфальт.

Можно вообще улететь с дороги. Хорошо, что мы не гнали и все обошлось только парочкой не очень удачных проездов таких препятствий.

Дорога от Читы до Улан-Удэ красива. Тут уже меньше лесов, холмы и равнины, окрашены в разные оттенки синего, зеленого и желтого, и в сочетании с ярко-голубым небом, облаками получаются очень живописные пейзажи.

Дорога в Бурятии
Бурятский пейзаж

Мы катили по трассе, притормаживая перед «буграми», но потом, где-то на границе с Бурятией, они кончились, а вместо них появились … буренки
Бурятские буренки
В дальнейшем стада коров, а также лошади, бараны и козы, часто встречались нам на дороге и в Бурятии и, особенно, на Алтае.

Коровы меланхоличны, ничего не боятся и совершенно непредсказуемы – могут выйти на дорогу в любой момент, не обращая внимание ни на что. Хозяев или пастухов рядом с этими животными мы не видели ни разу.

Создалось впечатление, что скот гуляет сам по себе вообще без присмотра. Мы ехали в светлое время, не торопились – успевали заметить и объехать, затормозить. Ночью или в сумерках буренки были бы пострашнее «бугров».

Приехали в Улан-Удэ днем и поселились в гостинице «МеньшиковЪ» в центре города, прямо на местном «Арбате». Хотелось есть, и мы стали искать в Яндексе где бы пообедать.

Сразу нашлось несколько заведений, почти рядом, с приличным рейтингом и отзывами. Был, конечно, ресторан получше, но далеко, а на улице жара под 30, а мне лень по ней бродить ….

В общем, вышли на улицу и пошли в ближайшее кафе, оно было закрыто. Сунулись в следующее – двери заколочены. В третье, уже в полукилометре от нас, – опять та же картина. Возможно, из-за пандемии они прогорели и закрылись, но Яндекс про это пока не знал.

По пути несколько раз встречались вывески: «Бузы», «Буузы» и даже «Буузная». «Арбуузная», подумал Штирлиц. Мы, конечно, уже знали, что «бузы» это бурятский синоним для того, что в Чите называлось «позы», но, несмотря на то, что эти заведения работали, гордо прошли мимо – рейтинг этих заведений в Яндексе, не был указан или не устраивал Сашу.

Он вообще был заложником рейтингов и отзывов – уговорить его рискнуть и воспользоваться гостиницей, кафе, кемпингом, у которых не было хорошей оценки в Яндексе, было сложно. Кроме того, позы уже были опробованы – нам хотелось чего-то нового.

Жара надоела, голод тоже, а едальни из Яндекса кончились. В конце концов, мы вызвали такси по телефону и поехали в тот самый высокорейтинговый ресторан бурятской кухни «Тэнгис», который нашли еще в гостинице.

Фирменный суп Тенгис с печеной юртой
Ресторан и вправду был отличным. Первым признаком этого было то, что, когда я вошел в зал в довольно мятых шортах, футболке и сандалиях на босу ногу, молодой и учтивый, но без приторности, официант в красивой униформе не повел и бровью. Он любезно предложил выбрать стол, который нам нравится, и сразу принял первый заказ – мы пожелали кофе и водички с газом.

Я всегда в ресторанах первым делом заказываю эспрессо. Его качество – один из важных индикаторов качества ресторана. Хорошая кофе-машина, умелый бариста – не дешевое удовольствие, и его могут себе позволить только рестораны, хозяева которых заботятся о реноме заведения. Кофе был отменным! Первый раз за все время от Владивостока до Улан-Удэ. Второй плюс в карму ресторана.

Хотелось чего-то местного, особенного и ухи. Уха в меню нашлась сразу– тройная, как положено. Меню было интересным: блюда из яка, какая-то бурятская выпечка, бузы (они же позы), строганина, расколотка и прочие местные специалитеты из рыбы.

«Ребро Хайнака томленое 50 часов с картофельным пюре и кедровым молочком». Прочитав эту строчку в меню, я задумался. Кто такой этот «Хайнак» и неужели его ребро становится съедобным после 50 часов томления? Подозвал официанта и тот объяснил, что все не так страшно: хайнак, это помесь коровы и яка, а томится кусок реберной части и подается вообще без костей. «Надо нахайнакаться!», подумал Штирлиц.

Саша заказал фирменный суп «Тэнгис», устроенный по принципу два в одном: бульон с бузами – это суп, а бараньи ребрышки, из которых варился бульон, помещенные в юрту из теста – это горячее.

Поели, выпили – все было замечательно. Ставлю три плюса – обслуживание, кофе и еда. Оценка Яндекса «4.8» абсолютно заслужена.

Теперь на такси и в гостиницу, надо ж и передохнуть. Но Саша еще не обошел все достопримечательности в Улан-Удэ. Он все всегда делает «по полной», и, если их не осмотрит, считай, все пропало. Поэтому вечером, когда жара начала спадать, мы пошли гулять по пешеходной улице, на которой жили.

Улан-Удэ – Самая большая голова Ленина в СССР

Мне было лень осматривать все памятники и дома – впечатление об Улан-Удэ уже сформировалось.

Я пошел в магазин купить еды в дорогу и сувениры для раздачи родственникам и друзьям. Саша побежал фотографировать город.
Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению